Министерство образования науки Российской Федерации
ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я.Яковлева»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
На тему: «Основные идеи марксистской философии»
Выполнила студентка 2 курса з/о
Художественно-графического факультета
Борзова Е.В.
Проверил преподаватель:
Трифонов Г.Ф.
Чебоксары 2010
Содержание
Введение
1. Марксизм, как наука об обществе и ее истории
2. Философские идеи К.Маркса
3. Философские идеи Ф.Энгельса
Заключение
Список литературы
Введение
Марксистская философия - это совокупное понятие, обозначающее философские воззрения Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895), а также взгляды их последователей. Применительно к ней употребляются термины "диалектический материализм" и "исторический материализм", введенные в обиход в 90-х гг. XIX в. Позже они оказались привязаны к партийно-идеологическим трактовкам философских составляющих марксизма как теории, идеологии и практики социалистического преобразования общества. Существуют классическая и неклассическая версии марксистской философии. В первом случае это философские идеи самих Маркса и Энгельса, во втором - различные интерпретации этих идей. Классический философский марксизм не есть завершенная философская система, так как в нем отчетливо прослеживается эволюция, выделяются этапы творчества "молодого" и "зрелого" Маркса, "позднего" Энгельса, налицо трансформация многих категорий. При общности исходных установок, мысль Маркса и Энгельса часто шла различными путями, различен их интеллектуальный вклад в философские построения марксизма.
Философские понятия и построения марксистской классики во многом продолжают традиции классической немецкой философии, прежде всего объективного идеализма Гегеля и антропологизма Фейербаха. Объективный идеализм Гегеля превращается в новую форму материализма, в его учении молодые' Маркс и Энгельс увидели способ преодоления разрыва между идеалом и действительностью (идеал присущ самой действительности, развиваясь в ней диалектически-противоречиво). Антропологическая философия Фейербаха с ее акцентом на отдельного человека трансформируется в социально-философскую и философско-историческую концепцию, которую Маркс и Энгельс разрабатывали совместно. В ней они обосновывали необходимость человеческой свободы и эмансипации, саморазвития и совершенствования.
Социалистические идеалы французских и английских утопистов тоже подкрепляются философскими аргументами диалектико-гуманистического характера. Основоположники марксизма, критикуя современную им действительность, стремились найти новый мир.
Маркс и Энгельс исходили из убеждения, что нельзя изменить мир посредством идей, изменения сознания. В "Тезисах о Фейербахе" (1845) Маркс критикует весь предшествующий материализм за его пассивно-созерцательный характер, а идеализм - за понимание человеческой активности лишь как духовной деятельности. Тому и другому он противопоставляет понятие практики как деятельности предметной, материальной. По Марксу, общественная жизнь является "по существу практической". Так в философию вводится новая предметная область - сфера преобразовательной деятельности людей, которую философия раньше игнорировала.
Марксизм, как наука об обществе и его истории
Формулировка основных идей материалистического понимания истории становится первой попыткой Маркса и Энгельса создать позитивную науку об обществе и его истории, которую они противопоставляли прежней философии и философии вообще. ............