Реферат
Основные идеи и их методическое воплощение
в коммуникативно-деятельностной системе С.А. Зыкова
Оглавление
Введение
§ 1. Обучение глухих детей языку в коммуникативной функции
§ 2. Усвоение глухими школьниками системного устройства языка
§ 3. Широкое использование коллективной предметно-практической деятельности в обучении глухих детей
§ 4. Уроки предметно-практического обучения (ППО) в школе для глухих детей
Заключение
Список литературы
Введение
До середины 50-х гг. ХХ в. в отечественной сурдопедагогике речевое развитие глухих рассматривалось как результат планомерного и последовательного изучения ими языка — его произносительной стороны, словарного состава, грамматики, синтаксиса. В 1950 – 60-е гг. целая плеяда выдающихся ученых сурдопедагогов в течение разработала теоретические и методические основы оригинальной системы воспитания и обучения глухих детей. Исследования проводились в НИИ дефектологии АПН СССР, где работали ученые-сурдопедагоги — С.А. Зыков, Р.М. Боскис, А.И. Дьячков, Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина, В.И. Бельтюков, А.Г. Зикеев, К.Г. Коровин, Б.Д. Корсунская, А.Ф. Понгильская, Э.И. Леонгард, А.П. Гозова, Т.А. Власова, Г.Л. Зайцева, Л.П. Носкова, Е.П. Кузьмичева, Э.В. Миронова и многие другие, а также ученые-сурдопсихологи — И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф, Т.В. Розанова и другие. В основе системы лежат результаты многолетних исследований, обобщенные знания из смежных педагогике наук: психологии, лингвистики, физиологии, семиотики и др.
Известным отечественным сурдопедагогом С.А. Зыковым, доктором педагогических наук, профессором и его сотрудниками был предложен новый подход к освоению глухими языка словесной речи — на основе учета социальной сущности и коммуникативной функции языка, его материальной природы, а также применительно к своеобразию речевого развития ребенка при нарушенном слухе. Эта система получила название коммуникационная или коммуникативно-деятельностная. Краеугольным камнем обучения языку глухих детей по данной методике является предметно-практическая деятельность учащегося, организованная на коллективных началах.
1958 год считается знаменательным рубежом в развитии советской школы для глухих. Речь идет о начале повсеместного внедрения коммуникативно-деятельностной системы обучения глухих, разработанной Сергеем Александровичем Зыковым. В 1972 г. все школы 1 вида перешли на новые программы обучения по данной системе. Наполняемость классов снизилась с 12 до 7 человек. По системе С.А. Зыкова стали работать и детские сады (по программе Б.Д. Корсунской).
Новаторство системы состоит, прежде всего, в том, что во главу угла в процессе обучения языку С.А. Зыков поставил решение проблемы потребности глухого ученика в словесной речи. Тем самым он воплотил в педагогическую практику методологическое положение Л.С. Выготского о роли потребности как детерминанты человеческой деятельности: «Если найден секрет, создать потребность, т.е. поставить цель, будет и сама речь». Возможности создания потребности в речи С.А. Зыков извлек из теоретических представлений психологов о природе словесной речи. Речь есть знаковая система; присвоение (интериоризация) человеком знака идет только в процессе совместной предметной деятельности, опосредованной общением (Л.С. ............