Часть полного текста документа: ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. ПРОБЛЕМА И ВОПРОС 2. ИДЕЯ, ЗАКОН 3. ТЕОРИЯ 4. ГИПОТЕЗА И ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ, МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГИПОТЕЗА 5. МОДЕЛЬ 6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРА ВВЕДЕНИЕ Одним из признаков, отличающих научное знание от ненаучного, является его системность. Это значит, что тот эмпирический материал которым располагает наука, соответствующим образом организован, сведен в определенные классы и группы. Научное знание имеет весьма сложную структуру, оно состоит из множества самых разнообразных элементов. На "микроскопическом" уровне науки можно выделить, например, такие элементы, ка понятия суждения, умозаключения, хорошо отличимые друг от друга по ряду формальных признаков. Однако они не выражают специфику научного знания, поскольку в таких формах осуществляется как научное, так и донаучное познание. По этой причине я не буду рассматривать понятия, суждения, умозаключения. Для системы научных знаний характерно использование более крупных блоков, каковыми являются - гипотеза, теория, модель. Эти формы научного знания даже с чисто внешней формальной стороны отличаются от указанных выше, именно они характерны для современной науки. Кроме того, будут рассмотрены и такие формы научного знания,которые отличаются, скажем от суждений не формально (как, например, теория или модель), а только функционально. К их числу относится проблема, идея, принцип, закон, предположение и т.д. С формальной стороны это просто обычные суждения. Однако по своим функциям в движении научного познания и в организации знания указанные его формы существенно различны. Поэтому акцент будет сделан на анализ их роли в процессе познания, их отношения друг к другу и к более сложным формам научного знания. 1. ПРОБЛЕМА И ВОПРОС Научное исследование всегда представляет собой цепь следующих друг за другом проблем. Проблемное содержание науки входит в ее общее содержание как составная часть. Однако область проблем и область уже завершенного знания настолько тесно взаимосвязана, что механически отделить их друг от друга невозможно. Проблема обращена не только в будущее, но и в прошлое. С одной стороны, в ней констатируется недостаточность достигнутого к данному моменту уровня знания, невозможность объяснить на основе этого знания новые явления действительности. С другой стороны, проблема несет в себе частицу знания, наличию которого она обязана своей постановкой. Таким образом, проблема - это форма развития знания, форма перехода от старого знания к новому. Она возникает вместе с возникновением "революционной ситуации" старое знание уже не удовлетворяет нас, а новое еще не сформировалось полностью. Очень часто проблему связывают и даже отождествляют с вопросом, подчеркивая, что проблема - это ВАЖНЫЙ, СЛОЖНЫЙ вопрос. Очевидно это не совсем верно. Можно сказать, что всякая проблема связана с вопросом, но не всякий вопрос является проблемой. Проблема находит в вопросе свое концентрированное выражение, узловым пунктом всякой проблемы является центральный вопрос. Сложная проблема может распадаться на ряд частных проблем и соответственно выражаться в соответствующих частных вопросах. Однако главной чертой проблемы является то, что для ее решения, для ответа на выражающие ее вопросы необходимо выйти за рамки "старого" знания. ............ |