Часть полного текста документа:Основные этапы формирования сексуальности Психосексуальное развитие человека начинается с первых месяцев жизни. В его процессе формируются половое самосознание, половая роль и психосексуальные ориентации. Условно можно выделить следующие возрастные периоды становления и динамики сексуальности. 1. Парапубертатный период (1-7 лет), в течение которого формируется половое самосознание (I этап психосексуального развития). 2. Препубертатный период (7-13 лет) характеризуется выбором и формированием стереотипа полоролевого поведения (II этап психосексуального развития). 3. Пубертатный период (12-18 лет) - самый бурный в сексуальном развитии организма, во время которого происходят половое созревание и формирование платонического, эротического и начальной фазы сексуального либидо (первые две стадии III этапа психосексуального развития). 4. Переходный период становления сексуальности (16-26 лет) характеризуется началом половой жизни, мастурбационной практикой, сочетанием сексуальных эксцессов (последняя стадия III этапа психосексуального развития и завершение формирования сексуального либидо). 5. Период зрелой сексуальности (26-55 лет) отличается регулярной половой жизнью с постоянным партнером. 6. Инволюционный период (51-70 лет) - снижение половой активности и ослабление интереса к сексуальной сфере, сочетающееся с регрессом либидо (до уровня эротической, а затем и платонической стадий). Психосексуальное развитие охватывает первые четыре возрастных периода, а его окончание знаменует вступление в период зрелой сексуальности. При этом формируются половое самосознание и поведение, психосексуальные ориентации, в соответствии со становлением которых можно выделить три этапа психосексуального развития. 1. Формирование полового самосознания, осознание принадлежности к полу (1-5 лет). Формируется сознание половой принадлежности собственной личности и окружающих, уверенность в ее необратимости, после чего попытки изменить половое самосознание ребенка оказываются малоуспешными. В этом возрасте происходит формирование речи, появление способности сопоставлять и противопоставлять объекты и их образы, становление самосознания (выделение себя из окружающего мира). Детское любопытство направлено на выяснение причин появления детей на свет и изучение половых признаков (строение тела, половых органов и т. д.). Дети рассматривают половые органы и демонстрируют их друг другу, играют в доктора в возрасте 4-8 лет и даже в 11-12 лет. В норме в завершающей фазе этого этапа при определении ребенком пола окружающих его лиц равнозначную роль играют все признаки половой принадлежности (внешний вид, одежда, строение тела и половых органов). Микросоциальная среда в этот период ограничивается близкими родственниками, среди которых особую роль играет мать, и небольшим кругом сверстников. Контакт с матерью, развитие наиболее сильной привязанности к ней крайне необходим ребенку с 6-7 мес. приблизительно до 3 лет. В процессе формирования привязанности к матери закладывается основа адекватных взаимоотношений с окружающими, и лишение матери в этом возрасте приводит в дальнейшем к реагированию на незнакомых людей страхом и агрессией. ............ |