1.Какова роль ощущения в познании человеком окружающего мира? Какое место они занимают среди других когнитивных процессов?
Ощущение – это психологический процесс отражения отдельных св-в и качеств объектов окр. мира.
Они обеспечивают чувственное познание мира. На процессе ощущения основаны более сложные когнитивные процессы. Ощущения всегда опосредствованы знанием. В ощущениях отражаются объективные качества объектов (t°,вкус,запах), их интенсивность и продолжительность. Ощущения обеспечивают сбор сенсорного материала, на основе чего строятся психические образы.
2.Дать классификацию ощущений. Для каждого вида привести соответствующие примеры.
По критерию расположения рецепторов:
1. экстерорецептивные (на поверхности тела) – зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные;
2. интерорецептивные (во внутр. органах) – внутренние болевые, вибрационные;
3. проприорецептивные (в мышцах, связках и сухожилиях) – статические, двигательные.
По критерию модальности анализаторов:
1. зрительное ощущение – ощущение света (перепад яркости) и цвета (хроматические и ахроматические цвета). Рецептор – сетчатка глаза. Колбочки – чувствительны к ЭМ-волнам разной длины – цветное зрение. Палочки – сумеречное зрение. Корковая часть зрительного анализатора находится в затылочной области (17 поле) коры ГМ, кот. работает по экранному принципу.
2. вкусовые ощущения – комбинация 4-х вкусов (горький, соленый – корешок языка, кислый – края языка, сладкий – кончик). Раздражители – хим. в-ва, растворенные в слюне или воде. Корковый отдел – височная область.
3. кожные ощущения
а)тактильные (ощущения прикосновения, давления), рецепторы – многочисленны на языке и кончиках пальцев;
б) ощущение тепла (терморецепторы на коже) – больше рецепторов на пальцах и языке;
в) болевые – больше всего рецепторов на спине, щеках. Вызываются температурными, механическими и химическими воздействиями, кот. могут достигать такой интенсивности, что способны разрушить организм;
г) ощущение холода – больше рецепторов на шее, пояснице, щеках, носу.
4.органические ощущения – связаны с интерорецепторами – сытость, голод, удушье, тошнота, боль и т.д.
3.Определить закономерность ощущений, лежащую в основе каждого из приведенных ниже явлений: а) при длительном пребывании в холодной воде ее температура перестает ощущаться; Адаптация – изменение чувствительности анализаторов в результате их приспособления к действующим раздражителям б) человек не замечает мелькания кадров при просмотре кинофильма; Инертность – характерна для зрительных возбуждений, лежит в основе возникновения последовательных образов. в) повышенный уровень шума в «громких» цехах понижает зрительную чувствительность; Десенсибилизация – понижение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних факторов. Сильное возбуждение одних анализаторов понижает чувствительность – других . г) установлено, что температура помещения, стены которого окрашены в холодные тона, ощущается человеком на 3-5°ниже, чем она есть на самом деле; Синестезия – возникновение добавочных ощущений при наличии ощущений какого-либо одного вида. д) при усилении освещения в зале звуки музыки, доносящиеся со сцены, кажутся зрителям более громкими;
Сенсибилизация – повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних факторов.
Чувствительность анализатора может быть повышена деятельностью других анализаторов. Чувствительность слухового анализатора усиливается в данном случае деятельностью зрительных.
е) считается, что при обтирании лица холодной водой острота зрения в темноте повышается. Сенсибилизация – повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних факторов. Чувствительность зрительного анализатора усиливается деятельностью кожных анализаторов. 4.Чем можно объяснить особую чувствительность человека к звукам речи? Речь несет для человека не только информационную нагрузку, но и эмоциональную. ............