Реферат по русскому языку
Ораторское искусство
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Ораторская речь как искусство: теория пи практика
2. Роды и виды красноречия
2.1 Социально-политическое красноречие
2.2 Академическое красноречие
2.3 Социально-бытовая речь
2.4 Духовная (церковно-богословская) речь
Заключение
Список использованных источников
Введение
Сейчас, в новый период развития нашего общества, слово стало особенно весомым, его роль обновилась: оно сделалось орудием поиска истины и выражения своей позиции. И от этого повысилась его ответственность за воздействие на людей.
Еще древние мыслители считали, что красноречие истинного оратора должно служить высоким и благородным целям борьбы за общее преуспевание, за настоящую справедливость и законность, за созидательную деятельность. Истинное ораторское искусство невозможно без высокой морали, и следует пользоваться им во благо, а не злоупотреблять этим великим искусством, не жонглировать словом, в котором заложена огромная сила. "Оратор, которого мы воспитываем, - писал известный римский теоретик и практик ораторского искусства Марк Фабий Квинтилиан, - оратор совершенный, который не может быть никем иным, кроме как добрым человеком, и потому мы требуем от него не одного только отменного дара речи, но и всех нравственных качеств души. Ибо тот мужистинный гражданин, способный управлять общественными и личными делами, который может направлять граждан советами, укреплять законами, улучшать здравыми суждениями, будет, конечно, не кто иной, как оратор" (Цит.; Кузнецова, Стрельникова, 1976, 189). Мыслители прошлого видели в ораторе человека-гражданина, искусно владеющего словом, все подчиняющего общественной миссии, соединяющего в себе исключительную честность, благородную мудрость, любовь к истине с глубокими и разносторонними знаниями, высокой культурой. Истинный оратор стремится приносить счастье и благополучие гражданам и всему государству.
Все вышеизложенное и обусловило выбор темы данного реферата и его основную цель: охарактеризовать важнейшие концепции ораторской речи как искусства.
1. Ораторская речь как искусство: теория и практика В начале 20 века в Петрограде был образован Институт живого слова. В его организации участвовали виднейшие литературоведы, лингвисты, деятели культуры - С.М. Бонди, А.В. Луначарский, В.Э. Мейерхольд, Л.В. Щерба, Н.А. Энгельгардт, Л П. Якубинский и другие. В Институте были открыты ТРИ отделения, учебное, научное, просветительное, в задачу которых входила подготовка работающих со словом специалистов: преподавателей писателей, ораторов, актеров.
Исторический и научный интерес представляет речь А.В. Луначарского 15 ноября 1918 г. на открытии этого Института. Она была по сути программой обучения живому слову в новом обществе. Идеи этого замечательного оратора и сегодня актуальны для теории и методики публичной речи. Анатолий Васильевич отмечал повышение роли живого слова в жизни народа. Он усматривал одну из черт нового человека в умении публично выступать, излагать идеи и развивать социальные взгляды.
"Все формы политического творчества, - считал он, - идут через речь. Россия заговорила, и заголосила даже, и нам необходимо, чтобы этот разговор приобрел как можно скорее четкость, чтобы возможно было больше таких людей, которые бы говорили то, что они думают, которые умели бы влиять на своего ближнего и которые умели бы парализовать вред влияния, если это влияние демагогическое, если это злые чары, благодаря которым тот или иной ритор побивает словом" (Записки Института живого слова, 1919, 23). ............