Часть полного текста документа: Опыт Макаренко Наследие педагога и писателя А.С.Макаренко (1888 - 1939) обычно ассоциируется прежде всего с понятием "коллектив". Исследования показывают, что этот термин закрепился в его творчестве лишь в конце 20-х годов. Исследования показывают также, что используя термин "коллектив", А.С.Макаренко и в последующем, в конце 20-х годов и в 30-е годы, - не отказался от того его смысла, который он имел в виду, прибегая ранее к другим терминам: традиционному - "община" и новому - "коммуна". Обращение сейчас к термину "община" вносит много нового, принципиально важного не только в макаренковедческие исследования, но и в разработку проблемы коллектива вообще, а через нее - в разработку фундаментальной социально-гуманитарной проблемы взаимоотношения личности и общества с позиций различных социально-этических систем и лежащих в их основе ценностей. В работе, относящейся к марту 1923 года, А.С.Макаренко отметил: очевидные к тому времени воспитательные достижения его колонии им.М.Горького (1920 - 1928 годы) определяются тем, что с самого начала это учреждение встало "на правильный путь" -"путь трудовой общины, определенно прогрессирующей в разных областях ее жизни" (Пед.соч. в 8 томах, М., 1983 - 1986, т.8, с.246). В феврале 1924 года он в своем отчете отразил еще один аспект: "Общее развитие воспитательной системы колонии совершалось по прежнему плану: от авторитарно-требовательного тона к рабочему самоуправлению". В документе от 1 января 1925 г. говорится: "...Колонийская коммуна представляет собой крепко спаянную, очень дисциплинированную рабочую общину, но в то же время с постоянным веселым и оживленным настроением. Хотя колонийская дисциплина очень требовательна, нам почти не приходится применять наказаний" (А.С.Макаренко сегодня: новые материалы, исследования, опыт. Сост. А.А.Фролов. - Н.Новгород, 1922, с.27). В авторских материалах А.С.Макаренко 1922 - 1925 годов отмечается: колония "живет тесной общиной"; на основе коллективной трудовой организации "удалось создать крепкую и дружную семью и найти интересные и оригинальные формы внутренней организации"; "Воспитанники и воспитатели к настоящему дню представляют тесную рабочую семью, проникнутую взаимным уважением и преданностью друг другу... В области общинного труда воспитанники колонии являются убежденными хозяевами и прекрасными работниками, сознательно могущими переживать гордое сознание трудящегося и презирать дармоеда". Применяется выражение: "рабочее сообщество". В процессе становления и развития своей "педагогическо-хозяйственной коммуны" А.С.Макаренко преодолевал многие трудности, особенно в области "юридических форм и отношений". Коренным недостатком он считал то, что "в своей экономической жизни детское учреждение не имело никаких прав и всецело зависело от снабжения". В этих условиях, как он утверждал, воспитание не может быть социалистическим, "ибо быть социалистическим - это значит прежде всего быть основанным на активном экономическом коллективном труде и творчестве". "Ряд детских внутренних организаций, взаимоотношений, экономических и юридических форм - вообще вся Конституция учреждения должны создаваться им самим" (т.1, с.35). Опираясь на педагогический успех трудовой колонии им.М.Горького и трудовой коммуны им.Ф.Э.Дзержинского (1927 - 1935 годы), А.С.Макаренко предпринял пять попыток расширения и дальнейшего развития своего социально-педагогического опыта. ............ |