Часть полного текста документа:Оптимизация структуры учебного материала с позиций компетентностного метода Соколова Галина Сергеевна, преподаватель, г. Воронеж. В последних программных статьях Интернет-журнала "Эйдос" (Е.И. Ивановой, Ф.Г. Ялалова, В.Ю. Пузыревского и др.) изложено дальнейшее развитие, уточнение и толкование компетентностного метода, ранее представленного А.В. Хуторским, как проектирование и реализация ключевых и предметных компетенций [1]. В работе Е.И. Ивановой [2] компетентностный метод в обучении определен как альтернатива знаниево-ориентированному методу, используемому до сих пор в большинстве учебных заведений. Последний заключается в "наращивании объема" знаний и может также трактоваться как энциклопедический. Как правило, этот метод не позволяет обучаемому быстро соориентироваться в учебной, а затем и профессиональной ситуации и приводит к ненужным потерям времени. "Компетентностный же подход предполагает соединение в единое целое образовательного процесса и его осмысления", что способствует выработке привычки у учащегося думать и принимать решение в зависимости от конкретной ситуации. В работе Ф.Г. Ялалова [3] также рассматривается кризис знаниевой парадигмы в виду того, что при этом "всегда актуальной была проблема разрыва знаний от умений их применять". Поэтому при практико-ориентированном образовании предлагается деятельностно-компетентностный метод обучения, который ориентирован на прибретение кроме знаний, умений, навыков, опыта практической деятельности, а "в системе общего образования под опытом деятельности подразумевается в большей степени опыт учебно-познавательной деятельности". Конечно, при этом возникает необходимость в определенной организации процесса обучения. Ф.Г. Ялалов приводит пример такой организации, когда студенты Марийского технического университета утром проходили практику на производстве, а вечером в родном вузе занимались теорией, что позволило более эффективно и предметно усваивать теорию и формировать ключевые компетенции: учебно-познавательную, информационную, социально-трудовую и др. Само понятие компетенции уточняется и означает "как готовность специалиста применять на практике полученные знания" и "способность решать проблемы". Однако при всех преимуществах компетентностного метода он, по выражению Е.И Ивановой, "с трудом пробивает себе дорогу". На наш взгляд это связано с тем, что в настоящее время не на всех этапах учебного процесса реализуется компетентностный метод. Так как в основе практико-ориентированного образования лежит разумное сочетание фундаментального образования и профессионально-прикладной подготовки, то в цепочке учебного процесса мы хотели бы обратить внимание прежде всего на освоение теоретических фундаментальных дисциплин. В последнее время в период компьютеризации школ появилось много программ, связанных с компьютерной поддержкой преподавания и даже с дистанционным преподаванием предметов. Однако часто это либо просто иллюстрированный учебник, либо эти программы охватывают какие-то отдельные части учебной дисциплины: отдельные темы, опыты, лабораторные работы. Нам кажется, что назрела необходимость в оптимизации общей структуры учебной дисциплины. Это также важно при использовании дистанционного обучения. ............ |