Оглавление
Введение
1. Сущность понятия "неспособность" к обучению и особенности его диагностики
1.1 Понятие "неспособность к обучению"
1.2 Изобразительная деятельность как показатель психического развития
1.3 Особенности детских рисунков и их психологическая интерпретация
1.4 Значение детских рисунков в ранней диагностике неспособности к обучению
2. Изучение исследования неспособности к обучению при помощи рисуночных тестов
2.1 Процедура исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение В настоящее время отмечается рост числа детей с различными отклонениями в психическом развитии. Так, доля здоровых новорожденных не превышает 30%. Уровня школьной зрелости к 6-летнему возрасту достигают от 17% до 50% детей, а недоразвитие познавательных способностей выявлено у каждого десятого ребенка школьного возраста. И если к дошкольному возрасту грубые нарушения психического развития (например, умственная отсталость) бывают выявлены, то менее выраженные остаются длительное время без должного внимания специалистов. Такие отклонения, как задержка психического развития, ранний детский аутизм, становятся особенно заметными, когда ребенок переходит из дошкольного общеобразовательного учреждения в школу, где у него возникают значительные трудности в обучении.
Оптимальным вариантом первичного обследования, позволяющим выявлять "проблемных" детей в целях дальнейшего комплексного изучения, является скрининг-диагностика (от англ. screen - "сито"). Несмотря на большое количество различных методик, применяемых в дифференциальной диагностике, ощущается недостаточность научно обоснованного и апробированного диагностического инструментария для применения в скрининг-обследовании.
Как известно, разработка диагностического инструментария осуществляется с учетом ведущей деятельности детей данного возрастного периода, в которой наиболее полно отражается уровень их психического развития. К старшему дошкольному возрасту изобразительная деятельность (наряду с игровой) становится одной из ведущих. Поэтому использование рисуночной деятельности (процесса изображения и результата) в качестве объекта исследования мы посчитали обоснованным. К тому же в этом возрасте дети всегда с удовольствием рисуют и в процессе рисования быстро достигается контакт экспериментатора с ребенком. Выбор старшего дошкольного возраста продиктован тем, что, с одной стороны, рисуночная деятельность уже сформирована для проведения объективного обследования, с другой - в случае выявления нарушений психического развития, остается достаточно времени для оказания необходимой коррекционно-педагогической помощи.
Таким образом, увеличение численности детей с неспособностью к обучению и дефицит диагностического инструментария для их первичного выявления позволяют считать проблему нашего исследования актуальной.
Объект исследования - дети младшего школьного возраста.
Предмет исследования - изобразительная деятельность детей для диагностики неспособности к обучению.
Цель курсовой работы - рассмотреть особенности использования детских рисунков для диагностики неспособности к обучению.
Гипотеза исследования.
1. ............