по курсу политологии
Тема: «Определение понятий «государство» и «гражданин» (Платон, Аристотель, Ксенофонт)»
1. Введение…………………………………………………………………..2
2. Основная часть
2.1 Понятия «государство» и «гражданин» у Аристотеля……………..4
2.2 Понятия «государство» и «гражданин» у Платона……….………...8
2.3 Понятия «государство» и «гражданин» у Ксенофонта……………16
3. Заключение………………………………..……………………………22
Список используемой литературы.…………………………………….24
1. Введение
Политическая идеология Древней Греции, как и других стран древности, формировалась в процессе разложения мифа и выделения относительно самостоятельных форм общественного сознания. Развитие этого процесса в античной Греции, где сложилось рабовладельческое общество, имело значительные особенности по сравнению со странами Древнего Востока.
На содержание античных политико-правовых концепций огромное влияние оказало развитие этики, утверждение в рабовладельческом обществе индивидуалистической морали.
Кризис мифологического мировоззрения и развитие философии заставили идеологов полисной знати пересмотреть свои устаревшие взгляды, создать философские доктрины, которые способны противостоять идеям демократического лагеря. Своего наивысшего развития идеология древнегреческой аристократии достигает в философии Аристотеля, Платона а Ксенофонта.
Дойдя до крайнего разложения, до скептицизма и даже до анархизма и солипсизма в связи с разложением самого полиса классической эпохи, философско-историческая позиция того времени (4 в. до Н. Э.) не могла оставаться в таком состоянии, поскольку она, несмотря ни на какое полисное разложение, развивалась все дальше и дальше, как и всякое мышление вообще.
И в этот период разложения классически рабовладельческого полиса действительно оставалась еще одна неиспользованная позиция, которой и не преминули воспользоваться философы и историки, не имевшие такой смелости, чтобы действительно поверить в окончательную гибель полиса. Несмотря на все ужасы Пелопоннесской войны и несмотря на прогрессирующее полисное разложение, мыслящим людям тогдашнего времени все еще хотелось, пусть не на фактах, а только в мечте, в
утопии, все же формулировать общеэллинские идеальные представления и тем самым закрывать глаза на все тогда происходившее.
К таким людям и относились в 4 в. до Н. Э. Ксенофонт, Платон и Аристотель.
Целью данного реферата является рассмотрение понятий «государство» и «гражданин» у Аристотеля, Платона и Ксенофонта.
2. Основная часть
2.1. Понятия «государство» и «гражданин» у Аристотеля
В трактате Аристотеля «Политика» общество и государство по существу не различаются.
Государство предстаёт в его сочинении как естественный и необходимый способ существования людей – «общение подобных друг другу людей в целях возможно лучшего существования». А «общение, естественным путем возникшее для удовлетворения повседневных надобностей, есть семья»1, – утверждает Аристотель.
Для Аристотеля государство представляет собой некое целое и единство составляющих его элементов, но он критикует платоновскую попытку «сделать государство чрезмерно единым». ............