Часть полного текста документа:"Охранительный" либерализм Б. Н. Чичерина и либеральный консерватизм П. Б. Струве: сравнительный анализ О. Л. Гнатюк Либерализм как интеллектуальная традиция русской общественной мысли восходит к XVIII в. и в своем историческом развитии "условно" имеет три "волны", три этапа, каждый из которых в то же время имеет свои особенности. I "волна" - "правительственный" либерализм, инициируемый "сверху", охватывающий периоды правления Екатерины II и Александра I, содержательно - либерально-просветительский, уповающий на просвещенную монархию (М. М. Сперанский), вызвавший оппозиционное самодержавию движение декабристов; II "волна" - либерализм пореформенного периода - в своих политико-социологических и философских теориях представлен как "охранительный", или консервативный, либерализм (концептуальные основы - К. Д. Кавелин, систематическая разработка - Б. Н. Чичерин, П. Б. Струве), вызвавший широкое земское, а с начала 90-х годов - буржуазное либеральное движение: III "волна" - новый либерализм начала века (до Октября 1917 г.) - по содержанию социальный либерализм, провозгласивший необходимость обеспечения каждому гражданину России "права на достойное человеческое существование". Он дал толчок новому теоретическому осмыслению проблем правового государства и "правового" социализма в условиях идейной борьбы с представителями как консервативных, так и леворадикальных сил (Н. И. Кареев, П. И. Новгородцев, Б. А. Кистяковский, С. И. Гессен, М. М. Ковалевский, П. Н. Милюков, Л. И. Петражицкий, С. А. Муромцев и др.), подготовил наряду с консервативным направлением возникновение и образование либерально-демократической партии кадетов (а впоследствии - ее раскол). [1] Условно политико-социологическое и философско-правовое содержание идей либерализма I "волны" можно охарактеризовать как "официальный", II "волны" - как более ""правый" по сравнению с классическим либерализмом (синтез основных идей и ценностей либерализма и консерватизма), а III "волны" - как более "левый" вариант (синтез классического либерализма и социалистической традиции) по сравнению с "чистым" либерализмом как "индивидуалистической системой", дающей правам человеческой личности превосходство над всеми остальными. Каждый из этих трех направлений русского либерализма имел свои особенности, свою имманентную логику развития в контексте истории, политической жизни российского общества и отечественной политико-философской мысли, отличия от западноевропейского либерализма. Представители каждого из этих течений русского либерализма имели различные философско-теоретические основания и свое видение общественного и политического идеалов, статуса личности и социально-политических институтов, способов преобразования общества, так или иначе связанных с тенденцией реформирования и эволюционной социальной методологией. Либеральный консерватизм как тип социально-политической ориентации, безусловно, вписывался в либеральную парадигму, в основе которой - признание абсолютной ценности личности и приоритет эволюционно-реформистских методов социального переустройства. Но как особое направление отечественной социологической и политико-философской мысли либеральный консерватизм, развиваясь в условиях пореформенной России после убийства Александра II, когда его "великие реформы" 60-х годов были осуществлены лишь частично, имел свои сущностные характеристики. ............ |