В чем состоят обязанности работодателя в сфере охраны труда?
Обязанности работодателя определены в ст. 13 Закона Украины «Об охране труда».
Работодатель обязан создать на рабочем месте в каждом структурном подразделении условия труда в соответствии с нормативно-правовыми актами, а также обеспечить соблюдение требований законодательства касательно прав работников в сфере охраны труда.
С этой целью работодатель обеспечивает функционирование системы управления охраной труда, а именно:
ü создает соответствующие службы и назначает должностных лиц, которые обеспечивают решение конкретных вопросов охраны труда, утверждает инструкции об их обязанностях правах и ответственности за выполнение возложенных на них функций, а также контролирует их соблюдение;
ü разрабатывает при участии сторон коллективного договора и реализует комплексные меры для достижения установленных нормативов и повышения существующего уровня охраны труда;
ü обеспечивает исполнение необходимых профилактических мер в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;
ü внедряет прогрессивные технологии, достижения науки и техники, способы механизации автоматизации производства, требования эргономики, положительный опыт в охране труда и т.д.;
ü обеспечивает надежное содержание строений и сооружений, производственного оборудования, мониторинг их технического состояния;
ü обеспечивает устранение причин, которые приводят к несчастным случаям, профессиональным заболеваниям, и обеспечение профилактических мер, определенных комиссиями по результатам расследования этих причин;
ü организовывает проведение аудита охраны труда, лабораторных исследований условий труда, оценку технического состояния производственного оборудования, аттестация рабочих мест на соответствие нормативно-правовым актам по охране труда в порядке и сроках, определенных законодательством, и по их результатам применяет меры по устранению опасных и вредных для здоровья производственных факторов;
ü разрабатывает и утверждает положения, инструкции, другие акты по охране труда, действующие в пределах предприятия, и устанавливает правила выполнения работ и поведения работников на территории предприятия, в производственных помещениях, на строительных площадках, рабочих местах в соответствии с нормативно-правовыми актами по охране труда, обеспечивает бесплатно работников нормативно-правовыми актами и актами предприятия по охране труда;
ü осуществляет контроль над соблюдением работником технологических процессов, правил обращения с машинами, механизмами, оборудованием и другими средствами производства, использованием средств коллективной и индивидуальной защиты, выполнением работ в соответствии с требованиями по охране труда;
ü организовывает пропаганду безопасных методов труда и сотрудничество с работниками в сфере охраны труда;
ü принимает срочные меры для помощи потерпевшим, привлекает при необходимости профессиональные аварийно-спасательные формирования в случае возникновения на предприятии аварий и несчастных случаев.
Работодатель несет непосредственную ответственность за нарушение определенных требований.
Как и когда создается на предприятии служба охраны труда?
Основные задания, функциональные обязанности и права этой службы.
Служба охраны труда на предприятии – самостоятельное структурное подразделение, которое подчиняется непосредственно руководителю или главному инженеру предприятия и несет ответственность за организацию работы на предприятии по созданию здоровых и безопасных условий труда работающих, предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. ............