Часть полного текста документа:Одаренные дети. Вопросы обучения, воспитания и общения 1. Понятие и определение одаренности у детей Что такое одаренность. Одаренный или неодаренный человек. Как нас всегда это волнует! Как часто родители беспокоятся: "У моего Андрея нет никаких математических одаренностей, а мне так хотелось бы, чтоб он стал, как и отец, инженером". И сами ребята не прочь поговорить о одаренностях, в особенности старшеклассники. Для них это вопрос практически важный: чтобы выбрать жизненный путь, надо правильно определить свои способности, соразмерить свои силы с предстоящими трудностями на поприще труда. Но, очевидно, раньше всего надо знать, что такое одаренность. Иначе и нельзя начинать серьезный разговор об их воспитании, недостатках и достоинствах. Это тем более необходимо потому, что употребляемое с такой легкостью понятие "одаренность" только на первый взгляд кажется столь простым и очевидным. Психология подчеркивает, что одаренность и знания, одаренность и умения образуют единство, но не тождество. А так ли это существенно? Если мы допустили бы, что одаренность тождественна навыкам и знаниям, тогда оценка на экзамене стала бы окончательным и не подлежащим обжалованию приговором способностям вашего сына или дочери. Между тем факты свидетельствуют о тяжелых ошибках, иногда трагических, иногда забавных, которые совершались людьми, намеренно или по неведению отождествлявшими знания и одаренность. Уже стал хрестоматийным рассказ о художнике Сурикове, которому в молодые годы отказали в поступлении в Академию художеств. Инспектор академии, просматривавший его рисунки и безапелляционно заявивший: "За такие рисунки вам даже мимо академии надо запретить ходить", допустил именно такую ошибку. Великий художник вскоре опроверг делом этот отзыв, легко овладев необходимыми знаниями и умениями. Говоря о одаренностях, мы оперируем такими философскими категориями, как "возможность" и "действительность". Подобно тому как брошенное в почву зерно лишь возможность по отношению к колосу, который может вырасти из этого зерна при условии, что структура, состав, влажность почвы, погода и т. д. окажутся благоприятными. Одаренность человека - лишь возможность для приобретения знаний и умений. А будут или не будут приобретены эти знания и умения, превратится ли возможность в действительность, зависит от множества условий: от того, например, нужны ли будут эти знания и навыки человеку, будут ли заинтересованы окружающие его люди (семья, школа, товарищи и др.) в том, чтобы он овладел этими знаниями и умениями; от того, как его будут обучать, как будет организована трудовая деятельность, в которой эти умения и знания понадобятся и закрепятся, и т. п. Одаренность - это возможность, а достигнутый уровень мастерства в том или ином деле - это действительность. Выявившаяся у ребенка музыкальная одаренность ни в коей мере не гарантирует того, что ребенок будет музыкантом. Чтобы это произошло, необходимо специальное обучение, музыкальный инструмент, ноты, огромная выдержка и терпение, свободное время, хорошее состояние здоровья и многие другие условия, без которых одаренность может не развиться. Психология устанавливает общее правило развития человеческих одаренностей. Одаренность обнаруживаются только в деятельности и только в такой, которая не может осуществляться без наличия этих одаренностей. ............ |