Часть полного текста документа: Обучение и воспитание детей с ФФНР в старшей группе детского сада В течение года дети с ФФНР старшей группы осваивают 2 программы: общеобразовательную и коррекционную. Важно при этом правильное распределение обязанностей логопеда и воспитателя в организации обучения и воспитания детей. Программа коррекционного обучения детей с ФФНР в старшей группе детского сада (авторы - Т. Б. Филичева, Г. В, Чиркина, 1993) Программа рассчитана на один учебный год, включает в себя 3 периода. Первый период обучения (сентябрь - середина ноября). Фронтальные логопедические занятия по произношению - 2 раза в неделю. Фронтальные занятия воспитателя по развитию речи - 1 раз в неделю. Индивидуальные и подгрупповые занятия логопеда - ежедневно (в течение всех периодов обучения). Работа воспитателя по заданию логопеда - ежедневно (в течение всех периодов обучения). На индивидуальных и подгрупповых занятиях логопед в первом периоде занимается: 1. отработкой правильной артикуляции, закреплением и автоматизацией навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков : [а], [о], [у], [и], [э], [ы]; доступных согласных: [м], [м'], | н |, [н'], [п], [п'], [т], [т'], [к], [к'], [ф], [ф'], [в], [в'], [б], [б'], | д |, |_д` |, [г], [г']. В речевом потоке детей с ФФНР эти звуки произносятся смазанно из-за нечеткой артикуляции. Дети учатся восприятию на слух сохранных звуков и таким образом создается база для появления в речи отсутствующих звуков; 2. постановкой отсутствующих у ребенка звуков (при возможности - одновременная постановка нескольких звуков, относящихся к разным фонетическим группам, что быстрее подготовит детей к фронтальным занятиям); 3. выработкой подвижности органов артикуляционного аппарата, используя зрительный, слуховой, кинестетический анализаторы; 4. различением звуков на слух; 5. дифференциацией поставленных или сохранных звуков в произношении. На фронтальных логопедических занятиях: 1. изучаются гласные звуки: [а], [о], [у], [и], [о], [э], [ы]; согласные звуки: [п], [п'], [т], [к], [к'], [т'], [j], [л']. Последовательная отработка звуков обеспечивает поэтапность работы над фонемами и переход от более легких к более сложным по артикуляции звукам; 2. одновременно проводится работа по формированию фонематического восприятия. Дети утрированно произносят названные выше звуки, угадывают их по беззвучной артикуляции, воспринимают на слух и определяют в ряду других звуков, удерживают в памяти звуковой ряд из 3-4 гласных звуков. Отработка четкой артикуляции простых согласных звуков сочетается с формированием умения слышать, выделять слоги с изучаемыми звуками среди других слогов, определять наличие звука в слове (начальная позиция звука, конечная позиция звука). Ведется работа по запоминанию слоговых рядов и по выделению ударного слога. Дети учатся отстукивать ритм, угадывать количество слогов. После сформированного умения выделять в слогах гласные и согласные звуки можно переходить к анализу и синтезу обратных слогов. Дети учатся образовывать слоги, преобразовывать их, изменяя один звук ([уп-оп-от]). Второй период обучения (вторая половина ноября - первая половина февраля). Фронтальные логопедические занятия - 3 раза в неделю. Фронтальные занятия воспитателя по развитию речи - 1 раз в неделю. На индивидуальных занятиях ведется постановка отсутствующих звуков и их автоматизация. На фронтальных логопедических занятиях акцентируется внимание: 1. ............ |