Часть полного текста документа:1.Общество как система В философской литературе общество определяется как динамическая система. Слово "система" греческого происхождения, означает целое, составленное из частей, совокупность. Таким образом, каждая система включает взаимодействующие части: подсистемы и элементы. Главное значение приобретают связи и отношения между частями. Динамические системы допускают различные изменения, развитие, возникновение новых и отмирание старых частей и связей между ними. Общество состоит из огромного количества составляющих его элемен-тов и подсистем, которые обновляются и находятся в изменяющихся связях и взаимодействиях. Сферы общественной жизни 1. Экономическая (отношения в процессе материального производства) 2. Социальная (взаимодействие классов, социальных слоев и групп) 3. Политическая (деятельность государственных организаций, политичес-ких партий) 4.Духовная (мораль, религия, искусство, философия, деятельность науч-ных, религиозных, образовательных организаций и учреждений) Каждая сфера общественной жизни тоже представляет собой сложное образование: составляющие его элементы дают представление об обществе в целом. Не случайно одни исследователи рассматривают общество на уровне действующих в нем организаций (государства, церкви, системы образования), другие - сквозь призму взаимодействия социальных общностей, ведь человек входит в общество через коллектив, являясь членом нескольких коллективов (трудового, профсоюзного, танцевального). Общество представляется как коллектив коллективов. Многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности, называются общественными отношениями. Принято различать отношения, которые складываются в сфере материального производства, и те, которые пронизывают духовную жизнь общества. Если первые обеспечивают обществу материальные возможности существования и развития, то вторые (идеологические, политические, нравственные, юридические и др.) есть результат и условие взаимодействия людей в процессе создания и распространения духовно-культурных ценностей. Вместе с тем материальные и духовные общественные отношения находятся во взаимосвязи и обеспечивают развитие общества. 2. Развитие знаний об обществе На ранней стадии общественного развития основным способом понима-ния мира является мифология (от греч.-сказание,предание и - слово,учение). Мифы существовали у всех народов. С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечивалась духовная связь поколений. Передавались от поколения к поколению духовные ценности: зачатки знаний, религиозные верования, политические взгляды, различные виды искусства и др. Таким образом в мифологии выражается насущная потребность человека в осмыслении себя самого и окружающего мира. И эта потребность воплощается в многообразных фантастических вариантах картин реального мира. В древних мифах о происхождении мира и людей наиболее часто выделяются две идеи: идея творения (мир создан каким-либо сверхъестественным существом-богом, великим колдуном) и идея развития (мир постепенно развился из некоего бесформенного состояния - хаоса, воды, яйца и т.д.). ............ |