Министерство по образованию и науке
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Кафедра «История, культура и социология»
РАБОТА ПО КУРСУ СОЦИОЛОГИИ
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Волгоград, 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Общественное мнение как социальный институт
1.1 Общественное мнение и его институционализация
1.2 Функции общественного мнения
1.3 Независимость общественного мнения
2. Формирование и влияние общественного мнения
Заключение
Список ТСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время ситуация с общественным мнением внешне выглядит вполне благополучно. Общественное мнение заняло подобающую его природе нишу в социальной жизни и уже не претендует на роль института прямой демократии. При этом люди смело высказываются по самым острым и злободневным проблемам, проводятся многочисленные опросы общественного мнения, результаты которых публикуются в печати и транслируются по электронным средствам массовой информации.
Общественное мнение отражает реальное состояние общественного сознания, интересы, настроения и чувства классов в социальных группах общества. В общественном мнении проявляется конкретное состояние общественного сознания в тот или иной исторический отрезок времени. Оно концентрирует внимание на определённых сторонах, процессах бытия. Содержание общественного мнения – показатель глубины отражения, познание этих процессов, выражения их оценки с точки зрения интересов социальной группы, класса, народа в целом.
Актуальность проблемы обусловлена тем, что общественное мнение существует не в любом обществе, так как оно не есть просто сумма тех частных мнений, которыми люди обмениваются в узком, частном кругу семьи или друзей.
Именно возможность публичного высказывания населения по проблемам общественной жизни и влияние этой высказанной в слух позиции на развитие общественно-политических отношений отражает суть общественного мнения как особого социального института.
Теоретические основы. В XX в. представители разных наук – философии, социологии, социальной психологии, публицистики – проявляли повышенный интерес к проблемам общественного мнения.
Одной из важных и интересных проблем философии и социологии политики, в обсуждение которой внесли свой вклад такие выдающиеся умы как Николо Макиавелли и Джон Локк, Томас Джефферсон и Алексис де Токвиль, Фердинанд Теннис и Уолтер Липпман, Юрген Хабермас и Никлас Луман, Пьер Бурдье и Элизабет Ноэль-Нойман и многие, другие является проблема условий, границ и возможностей влияния общественного мнения на функционирование и развитие социальных систем.
Эмпирическую основу для работы составили статистические материалы Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и Единого архива социологических данных за 2001 – 2008 гг. (Приложение, табл. 1-6).
Объектом семестровой работы стала структура и деятельность социальных институтов, предметом – взаимовлияние общественного мнения и общества. Цель состоит в определении роли и места общественного мнения как социального института, решаемые при этом задачи:
1)ознакомиться с литературой по данной теме и выявить функции общественного мнения;
2)исследовать особенности и технологии формирования общественного мнения и его влияние на общество, а также их взаимовлияние;
3) рассмотреть СМИ как основной источник формирования и выражения общественного мнения.
Практическая значимость заключается в возможности использования полученных результатов для дальнейшего изучения общественного мнения и учета особого влияния СМИ при формирования общественного мнения.
Структура: введение, две главы, первая из которых состоит из трех параграфов, заключение, список использованной литературы и приложение. ............