Часть полного текста документа:Образовательные технологии и информационный мир в экологическом представлении Александр Калмыков Термин "информационное общество" все чаще стал появляться на страницах научных и научно-популярных изданий. За этим стоит объективный процесс постепенного осознания обществом значимости информации как некоторой самостоятельной фундаментальной сущности (наряду с энергией и материей) и превращение ее в реальную производительную силу. Более того, речь идет о революции как в сознании людей, так и в научно-техническом образе цивилизации. Эта революция соотносима с той, которая произошла на заре истории, когда человек научился записывать свои мысли, что дало возможность транслировать знания одного поколения другому. Именно тогда начали складываться первые образовательные технологии, и появился институт Учителя. Знания приобрели временную координату, соответственно формы и методы образования как процедуры передачи знаний строились во временном измерении. Их конечной целью было максимально возможное освоение опыта предыдущих поколений, абстрагированного и сжатого в той мере, в которой это необходимо, чтобы передать следующим. Сегодня сложилась качественно иная ситуация: накопленных знаний в целом столько, что их невозможно освоить не только отдельному человеку, но и научному сообществу. Вместе с тем информационные технологии и телекоммуникации делают каждый фрагмент знания общедоступным. Однако легкость доступа к информации еще не означает легкости получения именно той информации, которая необходима в данный момент. Возникает проблема не столько хранения и получения, сколько нахождения, или, как сейчас говорят, навигации в информационном море. Информационной массе предаются уже чисто пространственные характеристики, соответственно задача образовательных институтов и структур смещается от поддержки процессов освоения чужих знаний личностью к освоению методов ориентации в информационном пространстве. Изменение задачи, стоящей перед институтом Учителя, повлечет за собой и рождение качественно новых образовательных технологий. Из позиции "сегодня", вследствие естественной консервативности системы образования, трудно четко увидеть эти будущие образовательные технологии. Тем не менее, о некоторых проблемах, возникающих в процессе их рождения, говорить можно уже сейчас. 1. Информация стремительно овеществляется. В общественном сознании она становится столь же осязаемой, как деньги или продукты питания. Информационные, энергетические и материальные миры перетекают друг в друга, что создает опасность погружения в иллюзорное бытие. Это то, что часто, но не совсем правильно, именуют виртуальной реальностью. Образовательные технологии будущего, очевидно, должны найти способ противодействия глобальному иллюзионизму, дабы не потерять человечество в закоулках информационных пространств. 2. Известно, что в основе системы образования лежит господствующая в обществе антропологическая парадигма. Вплоть до XX века в России образование трактовалось не иначе, как придание Образа Божьего, в соответствии с православными представлениями об Образе и Подобии. Этим выполнялась общекультурная миссия системы образования. В советское время в качестве антропологической парадигмы был постулирован образ строителя коммунизма, представлявший некий элемент общенародного строительного механизма. ............ |