Александр Леонидович Maзин, доктор экономических наук, заведующий кафедрой экономики Нижегородского института менеджмента и бизнеса.
Инвестиции в образование являются основным, наиболее широко распространенным и глубоко исследованным направлением инвестиций в человеческий капитал. 60% разницы в доходах людей приходится на разный уровень образования, а 40% -- на все остальные факторы: здоровье, природные способности, социальное происхождение. Насколько в реальной жизни выгодны инвестиции именно в образование? Оказывается, работники и работодатели, опираясь на образовательные сигналы, могут принимать достаточно обоснованные решения.
Если человеческий капитал — это своего рода актив, то любая деятельность, которая повышает качество рабочей силы и ее способность получать или приносить доход, может рассматриваться как инвестиции в человеческий капитал.
Инвестиции в человека, осуществляемые им самим, очень разнообразны, будучи связаны с самыми разными аспектами человеческой деятельности. Очевидно, что забота о своем здоровье и затраты, с этим связанные, повышают возможности человека на рынке труда. Занятия спортом, аэробикой и т.п. могут вполне реально повысить продуктивность и конкурентоспособность человека в сфере трудовой или предпринимательской деятельности. Занятия человека по обучению навыкам быстрого чтения или направленные на улучшение памяти улучшают его способности к обучению.
Инвестиции в человеческий капитал — это не только затраты человека, наращивающие его человеческий капитал (расходы на образование, приобретение трудового и жизненного опыта, улучшение здоровья, внешности и т.п.), но и расходы на миграцию и на поиск работы. Первое направление вложений повышает ценность работника как ресурса, второе способствуют его реализации на рынке труда (тем самым повышая доходы работника) за счет затрат по продаже.
Целью инвестиций в человеческий капитал может оказаться не только увеличение дохода, но также приобретение власти и/или статуса (престижа). Эти жизненные блага сравнимы по значимости с доходом, и хотя все они тесно связаны между собой и взаимообусловлены, их все же нельзя смешивать; человек может даже пожертвовать текущим доходом ради статуса или власти. По-видимому, наиболее общей целью человека, по существу, включающей все остальные цели инвестирования, выступает повышение качества его жизни.
Инвестиции в образование являются основным, наиболее широко распространенным и глубоко исследованным направлением инвестиций в человеческий капитал. Согласно данным ЮНЕСКО, 60% разницы в доходах людей приходится на разный уровень образования, а 40% — на все остальные факторы (здоровье, природные способности, социальное происхождение). В рыночной экономике более образованные люди получают более высокое вознаграждение за труд. Подобную закономерность обычно объясняют тем, что обучение повышает квалификацию и производительность работника, вырабатывает специальные навыки, знания и привычки к добросовестному труду, дисциплине и организованности, полезные в трудовой деятельности. Правда, существует и другая точка зрения: более высокий уровень образования свидетельствует о более высоких способностях, которые сами по себе делают работника более полезным работодателю.
Эмпирические исследования зарубежных ученых показали, что:
с ростом уровня образования средние заработки людей также растут;
графики «возраст — доход» имеют выпуклую форму, так как в начале трудовой жизни заработки растут особенно быстро;
с ростом трудового стажа различия в заработках, связанные с образованием, увеличиваются. ............