РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН
АЛМАТИНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ
Кафедра Социальных Дисциплин
СЕМЕСТРОВАЯ РАБОТА №2
По дисциплине Актуальные Социально-Политические Проблемы ХХI в.
на тему:
«ОБРАЗОВАНИЕ И ОБЩЕСТВО»
ПРОВЕРИЛ: Проф.каф.соц.дисц.
Абдуллина З.А.
ВЫПОЛНИЛ: _______________
Алматы 2007
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................3
2. УЧЕНИЕ – СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ……………………4-5
3. ОБРАЗОВАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ…………………………………….5-8
4. СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ, ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ. ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ………………………………………..................................8-10
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….………….11
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….……..12
ВВЕДЕНИЕ
В последние несколько столетий прогресс в развитии общественного производства и цивилизации был связан с достижениями науки и образования. Образование выступает не только одним из важных факторов социализации и социокультурной интеграции человека, но также и эффективным средством развития социального капитала личности, повышения уровня ее социально-экономической мобильности. Важным фактором генезиса образования в наше время стала рефлексия целей его развития: совершенствование отечественного образования, интеграция в мировое образовательное пространство, обмен знаниями, приемами и методами различных школ, направлений, формирование единых взглядов на мир, его сохранение и переустройство. Поэтому социологический анализ современного образовательного пространства, социальных аспектов образовательного процесса, социокультурных механизмов трансформации сферы образования, социального отношения к нему актуален на любом этапе развития человеческого общества.
Вряд ли кто усомнится в том, что по значимости изменений, происшедших с человеком и обществом, никакой век не сравнится с уходящим. А в ХХI веке, нам, похоже, предстоит жить в новом — информационном — обществе. Обусловили эту поистине глобальную перемену два основных фактора — образование и наука, которые в канун смены тысячелетий сами заметно меняются.
УЧЕНИЕ – СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Учение означает основное внутреннее содержание образования.
Пока учение не будет рассматриваться как непосредственная
предметная область социологии образования, пока данная наука не сможет проникнуть в суть процесса учения (выразить его как основную форму жизнедеятельности субъектов в сфере образования), до тех пор суждения социологов, их инструментальный аппарат будут оставаться поверхностными и непродуктивными. Конечно, изучение процесса учения — нечто новое для отечественной социологии образования. Средства социологического исследования — опросы, анкетирование, пилотаж, мониторинг и т.д. — универсальны и применимы в принципе к любому социальному явлению, попадающему в поле научного или практического внимания. Но учение как процесс обладает некоторой спецификой, вынуждающей отнестись к нему с осторожностью в данном случае.
Взять хотя бы индивидуальный характер этого процесса, о чем много говорилось в последнее время. Словом, стоит задуматься прежде чем идти дальше.
Требуется обратить внимание на культурные ценности, по поводу освоения которых «складывается процесс учения как вид социокультурной деятельности», и рассмотреть социологию образования как подотрасль социологии культуры. Соответственно принципы, условия и теоретические выводы последней становятся для социологии образования обязательными. ............