Часть полного текста документа: Образование и наука на пороге третьего тысячелетия По следам события Вряд ли кто усомнится в том, что по значимости изменений, происшедших с человеком и обществом, никакой век не сравнится с уходящим. А в ХХI веке, нам, похоже, предстоит жить в новом - информационном - обществе. Обусловили эту поистине глобальную перемену два основных фактора - образование и наука, которые в канун смены тысячелетий сами заметно меняются. Какими же в перспективе видят их философы, педагоги, социологи, культурологи? Об этом четыре дня размышляли участники Международного конгресса "Образование и наука на пороге третьего тысячелетия", прошедшего в октябре в Минске. Его организовали министерства образования и академии наук России и Беларуси при поддержке ЮНЕСКО. Основной формой работы Конгресса стали секционные заседания - настолько широк был круг обсуждавшихся вопросов. Вот лишь некоторые из них: "Гуманизация науки и образования - тенденция ХХI века", "Экологическое образование на рубеже веков", "Элитное и массовое образование", "Наука и лженаука", "Национальные традиции, культура и единство образовательного пространства". От постмодернизма в образовании до богословского наследия отца Александра Меня, от взаимоотношения фундаментальных наук и образования до влияния информационных технологий на психическое здоровье человека - все нашло отражение в выступлениях. В двухтомных тезисах - около 700 сообщений. Многие из них читаются, по выражению одного из участников Конгресса, как "захватывающие и фантастические прогнозы". Впрочем, издание это, мягко говоря, неоднородно. Дело в том, что составители включили в него и фундаментальные сообщения маститых ученых, и опусы аспирантов и даже студентов. Так что уровень проблематики и обсуждения подчас, как говорится, оставляет желать... Количество здесь, увы, не перешло в качество... В выступлениях не раз звучал тезис о закате классно-урочной системы великого педагога Я.А. Коменского, господствующей в мировой педагогике с XVII века, и замене ее дистанционным и виртуальным обучением, когда от ученика требуется лишь знать "правила игры", а роль педагога сведена к постановке и обслуживанию компьютерных игр и задач. Эту перспективу прокомментировал на Конгрессе доктор философских наук, профессор Казанского университета В.И. Курашов, подчеркнувший, что отношения "учитель - ученик" не заменить никакими виртуальными методами обучения: "Как бы ни развивались информационные технологии, компьютер не сможет заменить реального педагога по одной простой причине. Ибо задача первого - сообщать знания, информацию. Тогда как второй учит извлекать их. А главное - нечем заменить сам процесс общения живых людей. Ведь тот же Интернет - это, по сути, наш разговор с совершенно отвлеченной субстанцией, проще говоря, ни с кем".Что же касается экологической секции Конгресса, то большинство ее участников безуспешно пытались дать точное определение экологии как науки, спорили о том, нужно ли изучать экологию в школе и с какого возраста, но к конкретным решениям, которые могли бы стать рекомендациями для органов образования и преподавателей, так и не пришли. На этом достаточно схоластическом фоне выделялись интересные сообщения об экологических "экспериментах" на уроках трудового обучения и географии, проводимых в отдельных школах Беларуси. В целом на Конгрессе было много общих компилятивных докладов, чем часто грешат подобные "образовательные" мероприятия. ............ |