Контрольная работа на тему:
«Образование Древнерусского государства. Критика «Норманнской» теории»
План
I. Введение
II. Образование Древнерусского государства
1. Славяне
2. Происхождение Руси
3. Образование государства Руси
III Норманнская теория
1.Истоки и основные положения
2. Контраргументы
Заключение
Список литературы
I. Введение
Образование Древнерусского государства – предмет споров для ученых-историков на протяжении нескольких столетий. Даже хронология данного события в разных работах имеет значительный разброс. Не говоря о разности приводимых факторов и причин для возникновения государственности на Руси. В данной работе мы рассмотрим так называемую «норманнскую» теорию возникновения русской государственности и непримиримую с ней «антинорманнскую» теорию. Одну из этих теорий мы попытаемся подвергнуть критике.
Собственно, приверженцы «норманнской школы» (напомним имена Байера, Струбе, Миллера, Тунмана, Стриттера, Шлецера, Лерберга, Круга, Френа, Буткова, Погодина, Куника) не были авторами этой теории. Не они придумали сказание о призвании варягов; они взяли его уже готовым и употребили все научные средства для того, чтобы возвести это сказание в исторический факт. Однако, само наличие яростной оппозиции данной теории на протяжении нескольких веков, говорит о том, что норманнская теория – не есть догма (как это принято считать в западной науке) и, по словам Д.И.Иловайского: «Надобно обратиться в другую сторону, чтобы выяснить начало Русского государства и русской национальности»[4, с.3].
И так, «откуда есть пошла русская земля?»
II. Образование Древнерусского государства
1. Славяне
Чтобы проследить «алгоритм» возникновения русского государства, необходимо знать, какую территорию занимали славянские племена в догосударственное время, как, и в какое время изменялась область славянского расселения. Определив это, мы сможем привлечь обильные археологические материалы, которые обрисуют нам общие черты, локальные различия и уровень наиболее передовых районов, где ранее всего должна была закономерно возникнуть (и возникала) славянская государственность.
Одним словом, первым вопросом, без решения которого мы не можем приступить к анализу процесса превращения первобытного общества в классовое, является вопрос о происхождении славян в его географическом, территориальном аспекте; где жили "первославяне", какие народы были их соседями, каковы были природные условия, какими путями шло дальнейшее расселение славянских племен и в какие новые условия попадали славяне-колонисты?
Еще в начале XII века русский летописец, монах Киево-Печорскойго монастыря, Нестор начал составлять летопись «Повесть временных лет», где задался вопросом «откуда есть пошла Русьская земля.» Хотя в его понимании о происхождении славян немало наивного и мифологического, он совершенно точно определил, что славянство лишь часть общеевропейского потока народов. Опираясь на библейское сказание, что после «великого потопа» сыновья Ноя разделили между собой землю, Нестор полагает, что один из них - Иафет – взял под свое покровительство «полунощные земли и западные», то есть страны Европы и, где и расселились все, кто пришел туда вместе с Иафетом: Русь, чудь (прибалтийские народы), ляхи (поляки), прусы (исчезнувшее балтское племя, давшее название Пруссии), свеи (шведы), урмане (норвежцы), агняне (англичане), фряги и римляне (итальянцы), немцы и другие. ............