Часть полного текста документа:Образные методы запоминания текстовой и речевой информации Мы знакомы с трудностями, которые возникают при запоминании текстовой (речевой) информации. Речь идет о том, что мы запоминаем тексты механически, без активного осмысления. А осмыслить текст, значит, понять позицию автора, т.е. воссоздать в воображении те мысли, образы, чувства, эмоции, которые испытывал автор при написании этого материала, обогатив их своим жизненным опытом и знаниями. Далее мы говорили о трудностях понимания автора, связанных с линейной записью текста (что "рассредоточивает" внимание и приводит к "выхватыванию" из текста не всегда важной информации), с трудностью выбора ключевых слов, с неумением рассуждать логично, полноценно и быстро. После чего рассказали о путях преодоления этих трудностей с помощью логических методов запоминания текстов. Но мы перечислили не всё. Другой трудностью понимания и запоминания текста является неумение воссоздать в воображении образы, чувства и эмоции, которые испытывал автор. Этому можно научиться, используя образные методы запоминания текстов. Образные методы запоминания текстовой и речевой информации применяют для запоминания разного рода описательных текстов научно-популярного и художественного характера, где ставится цель - запомнить близко к тексту или дословно. К образным методам запоминания текстовой (речевой) информации относятся методы: "Картинка", "Путешествие" и "Пластилин". Эти методы объединяет 1) область применения - конкретные описательные тексты (т.е. тексты, в которых описываются объекты или субъекты, имеющие конкретный образ); 2) цель запоминания - очень близко к тексту или дословно; 1) выполнение операции укрупнения ОЕП на образном уровне; 2) вовлечение в этот процесс чувств и эмоций; 3) выделение опорных слов; 4) формирование "ключа" к информации; 5) контрольное припоминание. А теперь подробнее познакомимся с каждым из перечисленных методов. Метод "Картинка" Метод "Картинка" - это образный метод запоминания текстовой (речевой) информации, который применим к описательным текстам разного объема, запоминаемым с целью дословного или близкого к тексту воспроизведения. Этот метод будет полезен для младших, средних и старших школьников, а так же для студентов и взрослых. Метод "Картинка" развивает воображение, ускоряет процесс запоминания, способствует точности воспроизведения и формирует уверенность в себе и своих способностях (наличие "ключа" к информации). Последовательность этапов выполнения 1 этап - текст делится на блоки информации, объединенные одной мыслью, одним сюжетом. Причем эти блоки могут не совпадать (что чаще всего и происходит) с делением текста на абзацы; 2 этап - каждый блок представляется в виде "сюжетной картинки" с "подключением" эмоций и различных чувств; 3 этап - выписываются опорные слова, которые могут быть либо обобщением, либо началом смыслового блока (выбор зависит от текста и ваших предпочтений); 4 этап - периодичность 1, 2 и 3 пунктов; 5 этап - формирование "ключа" к информации (тексту), т.е. составление мнемической фразы (слова) или запоминание последовательности образов любым из известных методов запоминания последовательностей (см. ............ |