Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»
Кафедра истории древнего мира
Курсовая работа
«Образ атлета в греческой скульптуре: от ранней классики до эпохи эллинизма»
Выполнила:
студентка II курса
дневного отделения
спец. «искусствоведение»
исторического факультета
Мошкова А. В.
Проверил:
Смыков Е. В.
Саратов 2008
Содержание.
Введение с……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Место атлетики в жизни древних греков с. ………………………….5
Глава 2. Гармоничная личность атлета в произведениях скульпторов высокой классики. с………………………………………………………………………... 9
2.1 Мирон с. ……………………………………………………………………...10
2.2 Поликлет с. …………………………………………………………………..17
Глава 3. Изменение характера атлетики и его влияние на скульптуру …..с.25
3.1 Образ атлета у Лисиппа. …………………………………………………с. 26
Заключение. …………………………………………………………………...с. 32
Список используемой литературы. ………………………………………….с. 34
Введение.
В конце VI-начале V в. до н. э. в изобразительном искусстве происходят глубокие перемены. Особенно эти перемены коснулись изображения человека в скульптуре. Отходят в прошлое традиции архаики. Статуи постепенно наполняются реалистичностью изображения. Меняется и сюжетика произведений и отношение авторов к изображаемому. В своем развитии от архаической застылости через классику в эллинизм наблюдается динамика, движение в развитии скульптуры. Связано это не только с историческим развитием Древней Греции, но и с социальными и психологическими аспектами. Появляется образ «гражданина полиса», «воина»[[1]], а вырос этот образ из идей, связанных с атлетикой. Признание человека мерой всех вещей, хотя и сформулированное словесно чуть позже, определило художественный идеал мастеров той поры. «В совершенстве внешнего облика раскрывалось внутреннее совершенство, и из этого гармонического соответствия рождался идеальный образ»[[2]]. Цельность образа, воплощающего нравственную и внешнюю красоту, гражданственное его звучание, впечатляет мощью, величием, сознанием высокого достоинства человека.
На этих проблемах я бы хотела остановить своё внимание и на примере скульптурных произведений, созданных в период от ранней классики, когда подобные тенденции только зарождаются, до эпохи эллинизма, когда все наработанные усовершенствования будут потеряны, показать и проанализировать, как менялись принципы изображения «идеального» человеческого тела (а в этот период идеальным человеком будет считаться атлет) и концепцию его создания в скульптуре, показать, как менялось отношение к изображаемому, трансформация взглядов и техники исполнения.
В моей работе представлен анализ трансформации образа атлетики в искусстве, поэтому мое внимание привлекли скульпторы, изображавшие атлетов. Закончился переходный период архаики, после которого наступает высокоразвитое искусство, «вооруженное невиданными до того возможностями познания и изображения мира»[[3]. Первым мастером, который внес значительные изменения в скульптуре – внедрил в скульптуру движение и одномоментность изображаемого, был Мирон. ............