Часть полного текста документа:Обращение Хазарии в иудаизм и литературный мотив выбора веры Карлос дель Валье Родригес В эпоху раннего средневековья до Испании дошли слухи о существовании некоего еврейского царства где-то на Востоке. Первым, кто передал эту новость, был Св. Исидор Севильский (около 560-636) 1; чуть позже, ее повторяет Св. Юлиан из Толедо (642-690)2, ссылки на еврейское происхождение которого имеют давнюю традицию 3. --------------------------- 1 "Statim enim ut hoc factum est, et defecit dux ex semine Judae, advenit ille qui mittendus erat, quem gentes et populi expectabant. Judaei autem pervicacia impudicae frontis dicunt nondum esse id tempus expletum, mentientis nescio quem regem ex genere Judae in extremis Orientis partibus regnum tenere" (De fide catholica VIII. 2, PL 83:464). 2 "An forte adhuc impudicae frontis pertinacia perdurantes illud obicitis, quod parenles vestri solent mentientes proponere, esse usque in hodie nescio quem regem ex genere Judae, qui in extremis orientis partibus videatur regnum tenere?" (De comprobatione sextae aetatis, a Sancti luliani Toledanae Seais Episcopi Opera. Изд. J. N. Hillgarth. Corpus Christianorum. Series Latina, T. 65. (Turnholti 1976), II. VIII. 185. Эту новость повторяет Пасказиус Радбертус, Expositio in Matthaeum, PL 120:56D.) 3 Первое упоминание о его еврейском происхождении содержится в Cronicyn pacense, мосарабской хронике 754 г. ("In cuius tempere iam Iulianus episcopus, ex traduce ludaeorum, ut flores rosarum de inter vepres spinarum productus...", в кн. loannes Gil, Corpus scriptorum muzarabicorum. Madrid, 1973. I. P. 28); см. др. свидетельства, собранные в моем исследовании: "San Julian de Toledo", в кн.: La controversia judeocristiana en Espana. (Desde los origenes hasta el siglo XIII). Homenaje a Domingo Munoz Leon / Ed. Carlos del Valle Rodriguez. Madrid: CSIC, 1998.P. 122. И Св. Исидор, и Св. Юлиан дают понять, что это восточное царство являлось выдумкой самих евреев, благочестивым средством поднять моральное состояние народа, подорванное столь долгим изгнанием. Оба религиозных автора в принципе не были склонны верить в существование еврейского царства, поскольку была принята теологическая аксиома о том, что на евреях лежит Божие проклятие, за их предательство и богоубийство они рассеяны по миру, не имея собственного государства . Еврейское царство на Востоке, о котором говорят Св. Исидор и Св. Юлиан, могло быть хазарским царством, существование которого уже в VII в. мы не можем исключить полностью, или, возможно, речь идет о вавилонском экзилархате. Хотя евреи в Вавилонии и не создали своего царства, они, однако, пользовались большой гражданской и юридической автономией со всесторонней и абсолютной властью экзиларха. Известие об этом "правлении", должно быть, пришло в Испанию через испанских евреев, постоянно поддерживавших тесные контакты с Палестиной, а после с Вавилонией. ------------------------------ 4 Распространенное мнение христиан о том, что евреи приговорены к изгнанию, к рассеянию, к невозможности создать когда-либо собственное государство выражено в письме Фрая Хуана де Орельяны главному инквизитору (17 мая 1588 г.): "и Господь хочет, чтобы они служили и чтобы у них не было ни республики, ни царства, как у всех остальных народов" (AHN Inq. Leg. 4436/44, цит. по: Perez Ferrico E. Tratado de Uceda contra los Estatutos de limpieza de la sangre. Madrid, 2000. Apendice.) О далеком еврейском царстве больше ничего не было слышно вплоть до IX в., когда в Европе, а конкретно в Испании, появился странный еврейский персонаж, назвавший себя представителем племени дан (Эл дад ха-Дани) и подтвердивший, что в далеких краях существует еврейское царство, где правят десять племен. Новость эта сопровождалась массой фантастических деталей, таких как мифическая река Самбатион, полноводная и бушующая в "будние" дни, а в субботу спокойная и тихая, так как воды ее останавливаются из уважения к субботнему отдыху. ............ |