Часть полного текста документа:ОБЭРИУ (Объединение реального искусства, 1928-1931), литературная группа. Датой образования ОБЭРИУ считается 24 января 1928, когда в ленинградском Доме печати состоялся вечер "Три левых часа", впоследствии иронически описанный К.Вагиновым в романе Козлиная песнь. На этом вечере обэриуты впервые заявили о образовании группы, представляющей "отряд левого искусства". В ОБЭРИУ вошли писатели И.Бахтерев, А.Введенский, К.Вагинов, Н.Заболоцкий, Д.Хармс, Б.Левин. В 1926, до образования ОБЭРИУ, Хармс и Введенский входили в группу "чинарей". По объяснению друга обэриутов, литературоведа Я.Друскина, "чинари" - это некий "небесный чин", противопоставленный чинам официозным. "Чинари" писали в авангардистском духе, присущий им нигилизм имел юмористический характер. Они были противниками официоза и литературной приглаженности. Решив расширить свой состав, "чинари" образовали литературную группу, которую первоначально хотели назвать "Академия левых классиков". Окончательное название ОБЭРИУ явилось аббревиатурой слов "Объединение реального искусства". Буква "У" была добавлена в нарушение обычной логики аббревиатур - как элемент игры, вместо принятого для литературных движений "-изма". В начале 1928 в информационном выпуске ленинградского Дома печати была опубликована Декларация ОБЭРИУ. Написанная коллективно, она была отредактирована Н.Заболоцким. В этом единственном опубликованном документе новой литературной группы излагались взгляды обэриутов на различные виды искусства. В Декларации было заявлено, что эстетические предпочтения членов группы находятся в сфере авангардного искусства: "Нам непонятно, почему Школа Филонова вытеснена из Академии, почему Малевич не может развернуть своей архитектурной работы в СССР, почему так нелепо освистан Ревизор Терентьева? Нам непонятно, почему так называемое левое искусство, имеющее за своей спиной немало заслуг и достижений, расценивается как безнадежный отброс и еще хуже - как шарлатанство. Сколько внутренней нечестности, сколько собственной художественной несостоятельности таится в этом диком подходе?" В разделе "Поэзия обэриутов" были использованы мысли из трактата Предметы и фигуры, открытые Даниилом Ивановичем Хармсом (1927), в котором говорилось о двух независимых друг от друга системах - "свободной воле слова" и предметном мире. Поэтика обэриутов основана на понимании ими слова "реальное". Об этом в Декларации было сказано: "Может быть, вы будете утверждать, что наши сюжеты "не-реальны" и "не-логичны"? А кто сказал, что "житейская" логика обязательна для искусства? Мы поражаемся красотой нарисованной женщины, несмотря на то, что, вопреки анатомической логике, художник вывернул лопатку своей героине и отвел ее в сторону. У искусства своя логика, и она не разрушает предмет, но помогает его познать". Как писал Хармс, "истинное искусство стоит в ряду первой реальности, оно создает мир и является его первым отражением". В таком понимании искусства обэриуты являлись "наследниками" футуристов, которые также утверждали, что искусство существует вне быта и пользы. С футуристами соотносится обэриутская эксцентричность и парадоксальность, а также антиэстетический эпатаж, который в полной мере проявлялся во время публичных выступлений. ............ |