Часть полного текста документа:Об адаптации сферы образования и науки транзитного общества к процессам глобализации Я.А. Пляйс, заведующий кафедрой "Социально-политические науки" Проблемы адаптации научных и образовательных сфер к процессам глобализации требуют повышенного внимания по различным причинам. Прежде всего потому, что именно в этих сферах создаются и передаются последующим поколениям не только новые знания и новые технологии, но и новые механизмы и способы организации тех или иных форм деятельности людей. Если научные и образовательные сферы различных стран будут эффективно и устойчиво взаимодействовать, выиграют все, так как экономика, основанная на знаниях (именно так все чаще называют экономику ХХI века), будет устойчиво и поступательно развиваться. Однако такое взаимодействие не образуется само по себе и не падает с неба, его надо целенаправленно создавать. Основу для взаимодействия должны составлять не только международные соглашения (например, Болонская декларация, направленная на создание единого образовательного пространства в Европе), но и фундаментальное знание протекающих в сегодняшнем мире разнообразных процессов. К наиболее важным из них следует отнести понимание особенностей современного этапа глобализации и отличительных черт переходных обществ и периодов. Без этого качественно решить проблему адаптации сферы науки и образования к процессам глобализации невозможно. * * * Каковы же они, эти особенности, и к чему ведут быстро развивающиеся процессы глобализации? Назовем лишь некоторые из них, не забывая при этом, что за многие годы по данной теме в мире появилось множество исследований различного формата. Немало работ на эту тему было издано и в России (см. Приложение в конце данного текста). Их основу составляют следующие положения. Для глобализации характерны возрастающая роль знаний, ускоряющийся сдвиг от производства материальных благ к "производству" услуг и информации. Глобализация - это процесс, ведущий к формированию глобальной экономики вследствие объединения национальных экономик, расширения мировых потоков капиталов, товаров и услуг. Нередко глобализация трактуется и как переход от индустриального общества к постиндустриальному, от суверенного и уникального - к зависимому, стандартизованному и универсальному. Некоторыми исследователями глобализация представляется как практика повсеместного распространения и внедрения неолиберальных ценностей, как политически востребованная концепция однополярного мира и формирования нового мирового порядка. К важнейшим ипостасям глобализации исследователи обычно относят следующие, рассматривая их в совокупности: глобализация как постоянно развивающийся исторический процесс; глобализация как гомогенизация и универсализация мира; глобализация как "размывание" национальных границ*. См.: Глобализация: человеческое измерение: Учебное пособие. М.: МГИМО (У), РОССПЭН,2003. С. 9. Стремление к универсальному миру, или миру без границ, особенно характерно для нашего времени, отличающегося тем, что сегодня для мира без границ значительно больше объективных предпосылок и условий, чем когда бы то ни было ранее. ............ |