Введение.
 ýòíîãåíåçå ÿêóòîâ îäíî èç âåäóùèõ ìåñò çàíèìàëè õàíãàëàñöû. Àêàäåìèê À.Ï. Îêëàäíèêîâ ñ÷èòàë èõ îñíîâíûìè «íîñèòåëÿìè þæíûõ ýëåìåíòîâ â êóëüòóðå, âêëþ÷àÿ òþðêñêóþ ðå÷ü, êîòîðûå ïðî÷íî îïðåäåëèëè îñíîâíîé õàðàêòåð ïîçäíåé ÿêóòñêîé êóëüòóðû».
Предполагается, что этноним «канглас=ханалас» связан с названием канглов, создавших в последних веках до нашей эры племенной союз в бассейне Сыр-Дарьи. В IХ-Х вв. они вошли в состав печенежско-огузского объединения. Известный казахский тюрколог А.Т. Кайдаров предполагает языковую близость канглы/ханылы III-I вв. до н.э. с древними тюрками. Они также сыграли важную роль в образовании казахского народа, войдя в его состав как один из основных слагаемых. Так, в родо-племенной стуктуреказахов до начала ХХ в. выделялось четыре объединения канглы: ак ханглы, хара ханглы, сары хаглы, кех ханглы, согласно их географическому размещению.
Ñ âûñîòû ñåãîäíÿøíåãî äíÿ ìû ìîæåì, ÷òî íàèáîëåå àðãóìåíòèðîâàííûå íàó÷íûå êîíöåïöèè î ïðîèñõîæäåíèè ÿêóòñêîãî íàðîäà áûëè âûäâèíóòû ó÷¸íûìè Ã.Â. Êñåíîôîíòîâûì, Ñ.À. Òîêàðåâûì è À.Ï. Îêëàäíèêîâûì.
Вопрос о происхождение якутского народа и его культуры И.В. Константинов называет «одним из самых сложных вопросов древней истории Северо-Восточной Азии». И.В. Константинов выделил четыре периода в формировании якутского народа: докурыканский (гуннский), с конца I тысячелетия до н.э. и до VI в. н.э.; курыканский – VI-Х вв.; монгольский – XI-XIII вв.; якутский – XV-XVI вв.
А.П. Окладников по вопросу о формировании якутской народности высказал мнение: «Итак, по преданию, записанному в XIX-XX вв., весь процесс образования якутской народности происходил на нынешней территории расселения якутов, в пределах современной Якутии, на Средней Лене». А Г.В. Ксенофонтов утверждал: «Процесс постепенного образования якутского племени, его языка, материальной и духовной культуры… нельзя связывать с территорией современной Якутской республики…Якутский народ не является историческим новообразованием. ............