Часть полного текста документа:О связи нравственности, разума и веры Алескер Марк Что есть человек? Любое определение такого сложного понятия вряд ли может быть полным. Можно, например, сказать, что человек - это то единственное существо на земле, которое живет с ясным пониманием неизбежности своей смерти. Можно сказать и по-другому, например, так: человек отличается от животного тем, что в своих поступках осознанно делает выбор между добром и злом. Возможны, разумеется, и иные определения. Но какие бы отличительные признаки не использовались в этих определениях, все они являются отражением главной сути человеческого бытия - дисгармонии его духа и плоти: как правило, человек еще хочет жить, еще хочет осознавать свою личность, когда тело его уже должно погибнуть. В связи с этим И. Мечников отмечает: "Величайший разлад человеческой природы заключается в патологической старости и в невозможности дожить до инстинкта естественной смерти". Люди всегда стремились устранить эту дисгармонию, выдвигая идею бессмертия души, а в качестве альтернативы царству плоти с его страданиями и злом идею царства Божьего, в котором достигается полная гармония и отсутствуют страдания. Идеологи царства Божьего иногда обещали построить его "уже при жизни нашего поколения", иногда сроки достижения Божьей благодати выносят в загробную жизнь. Но всегда рекомендации по мероприятиям, которые могли бы приблизить царство Божье, сталкиваясь с особенностями человеческой природы, не срабатывают. Достаточно вспомнить, что, по-видимому, самая эффективная рекомендация устранения зла - христианское смирение и призыв отвечать на зло добром - не смогла предотвратить ни костров инквизиции, ни зверств фашизма, ни преступлений ГУЛАГ'а. Какие же качества человека обусловливают такую "нечеловеческую" сопротивляемость любым попыткам устроить рай на земле? Прежде всего, это нравственность, разум и вера. По всей видимости, все эти три начала в той или иной степени должны быть присущи человеку для обеспечения настоящей человеческой жизни. Отметим еще, что они влияют друг на друга, и как заметил Иммануил Кант, они не сводимы друг к другу. Все эти свойства нравственности, разума и веры мы подробно обсудим далее. А сейчас несколько слов по поводу этих понятий. Нравственность. Говоря о ней, будем иметь в виду тот идеал добра, к которому стремятся люди, пытающиеся не творить зло. Практическим эквивалентом этого понятия является мораль, то есть те предписания, установки или мнения, которыми руководствуется человек, выбирая поступок, приносящий людям добро или зло. Мотивы, движущие человеком при определении им, что есть добро и что есть зло, зависят от многих факторов. В частности, от ответа на следующие два вопроса: "Если ты не за себя, то кто за тебя? Но если ты только за себя, то зачем ты?" (Гиллель, первый век до новой эры). Одни люди предпочитают быть "только за себя", других больше всего волнует вопрос "зачем они". Но, каковы бы не были предпочтения при ответе на эти вопросы, люди исходят из одинаковых побуждений - удовольствия, которое доставляет им совершаемый поступок (Гельвеций). Так какой же поступок следует отнести к "доброму" и какой - к "злому"? Бертран Рассел так отвечает на этот вопрос: "добро" и "зло" каким-то образом связаны с "желанием": то, чего все мы желаем, является добром, а то, чего все мы опасаемся, является злом. ............ |