Часть полного текста документа:О "структурировании" культурного "пространства" Не только наше сознание, но и душа - весьма склонны к математике. Мы воспринимаем мир через сеть так называемых "семантических фильтров", которые почему-то математизируют наше восприятие. Почему эти фильтры именно таковы - вопрос сложный. Похоже, что ответ на него кроется даже не у истоков нашей культуры, а где-то ещё глубже и, быть может, "выше". Число, возможность счёта и измерения - это фундаментальные смыслы, которые были опознаны ещё самой древней философией. Эти смыслы коренным образом принадлежат нам всем - вне зависимости от того, насколько у кого развиты или не развиты математические способности, левое полушарие мозга и т.п. Ощущение себя в пространстве, локализация себя в определённых координатах - настолько естественны для нас, что мы легко переносим пространственные, геометрические представления буквально на всё, с чем нам приходится иметь дело... И вот (вдруг или не вдруг?) мы наконец видим на этом пути что-то похожее на тупик... далеко он или близко, мы пока не можем сказать... Столь известная ныне "геометризация" физики - т. е. описание всех физических явлений в терминах геометрии - привела её не только к бурному развитию в ХХ веке, но и к её собственному "постмодернизму", - если понимать под этим термином утрату ощущения объективной истины. Не случайно две великие ограничительные теоремы - Гёделя и Тарского - были доказаны в 20-З0-е годы (именно в эпоху "обвальной" геометризации) и обе касались неуловимости истины сквозь семантические фильтры логики в частности и математики вообще. Печальный опыт физиков - пока что не урок филологам и культурологам, которые хоть и пришли тоже к постмодернизму своими путями, однако надеются выйти из него, отнюдь не "расширяя" семантические фильтры, а, напротив, "сужая" их, стараясь сделать более отчётливой "геометрическую" картину. Сейчас то и дело приходится слышать слова типа "литературное пространство" или ещё того лучше: "происходит структурирование литературного пространства". Что ж, эти настойчивые попытки структурировать - очень понятны. Ведь если уж мы по привычке воспринимаем культуру как пространство, то в постмодернистской ситуации это пространство теряет свои геометрические свойства, теряет метрику: в нём невозможно становится измерить расстояние между точками, следовательно нельзя установить взаимное геометрическое расположение объектов. Всё сливается, всё делается равноценным и равноНЕценным, равноудалённым и равноприближенным друг к другу. Это как "сфера, центр которой везде, а периферия нигде"... Можно по-разному трактовать наши семантические фильтры. Наряду с математизацией и геометризацией можно говорить о "мужской" парадигме нашего восприятия, о маскулинности, пронизывающей всю культуру (дискретные языки выражения, различимое авторство, состязательная борьба за ценностный рейтинг, осознанное целеполагание и дистанцирование при достижении целей - и т.п.). И действительно, об этом немало сейчас говорят, - и в том же ключе: что это тупик, что мы приходим к неизбежной и, может быть, мучительной смене семантических фильтров. Видимо, мы действительно стоим на пороге, и новые смыслы грядут. Я не исключаю, что в этом большую, может быть, решающую роль сыграют женщины. Но пока что, посетив недавно форум феминисток, я, как ни старался, не смог разглядеть там даже зародышей новых смыслов, - всё происходит в той же "мужской" парадигме. ............ |