Часть полного текста документа:О смысле жизни человека В.Ф.Попов, О.Н.Толстихин В одном из своих писем жене В.И.Вернадский писал: что выражению cogito ergo sum, что в переводе с латинского означает "мыслю - значит, существую", надо придать более глубокое значение и проследить влияние именно этой цели - т.е. искания, мысли - на всю человеческую деятельность, на все отношение человека к его окружению. Мыслю - значит существую. Следовательно, смысл существования человека в мыслительной деятельности? Но вот совершенно иной подход к смыслу человеческого бытия. Я имею ввиду монолог Сашки из одноименной поэмы М.Лермонтова: "...Судьба вчера свела случайно нас, Случайно завтра разведет навечно - Не все ль равно, что год, что день, что час, Лишь только б я провел его беспечно..." И так, откуда в человеке выкристаллизовывается смысл жизни? Наверное, представление о смысле жизни сугубо индивидуально - каждый человек самостоятелен в своих желаниях и действиях и вправе сам определять смысл своего существования. Это, конечно, так. Но самостоятельность действий любого человека реально ограничена его социальной сущностью: местом, которое он занимает в обществе, характером этого общества и существующих в нем общественных отношений, жизненным уровнем, наконец воспитанием и состоянием его здоровья. Отсюда правомерно говорить о каких то среднестатистических отношениях к жизни сограждан из различных слоев общества. Если полагать воспитание и условия жизни неким базовым уровнем, от которого вольно или невольно отталкивается человек в определении своих жизненных идеалов, то дальнейший его выбор должен определяться как минимум в результате: получения им информации освещающей весь комплекс проблем и деятельности окружающего его общества, тех общественных интересов и приоритетов, которые этим обществом поддерживаются; осмысления получаемой им информации, как фактора, отражающего состояние общества, его интересы и перспектив развития; осмысления своего места и своих возможностей участия в этой деятельности с учетом личных интересов, интересов своей семьи и. может быть, той общественной ячейки, к которой он принадлежит; наличия определенных степеней свободы с тем, чтобы решение могло быть не только принято, но и осуществлено; наличия ориентиров о сути происходящих событий, позволяющих сравнивать их с аналогичными ситуациями, имевшими место в прошлом или происходящих где-то в настоящем, достаточно основательных для прогнозирования последствий принятия тех или иных решений. Любое живое существо принимает решение, в первую очередь благоприятное для него самого или спасения от опасности его беззащитного потомства. Попробуйте приблизиться к медвежонку когда близко находятся медведица или к играющим возле норы волчатам, если неподалеку оказываются их родители. Посмотрите, как оберегают гнездо гнездящиеся на аласных лугах птахи - жаворонок полевой, овсянка дубравник или белошапошная, степной конек, да и другие тоже. Имитируя подраненное крыло или лапку, они, не отлетая далеко, отводят опасность от гнезда, рискуя жизнью во имя спасения, своего потомства. ............ |