Часть полного текста документа:О религиозных чувствах и формах религиозности Хотя в основе всех религий лежит мистический опыт переживаний их создателей и святых, в широкой массе верующего народа далеко не все являются мистиками. Тем не менее, религиозность людей всегда связана с чувствами и переживаниями. Эти переживания бывают различными. Они обусловлены различными особенностями восприятия мира, в том числе и различными уровнями интеллекта и знаний. В зависимости от того, каковы восприятие мира и переживания, различаются и формы религиозности. Если они примитивны, примитивной оказывается и форма религиозности. Если они более глубоки, то более глубокой оказывается и форма религиозности. Альберт Эйнштейн в статье "Религия и наука" раскрывает взаимосвязь между характером чувств и формой религиозности человека. Он пишет, что у колыбели религиозных идей и переживаний стоят самые различные чувства, и рассматривает три типа религиозности: "религию страха", религию моральных чувств и "космическую религию". "У первобытных людей, - пишет Эйнштейн, - религиозные представления вызывает прежде всего страх, страх перед голодом, дикими зверями, болезнями, смертью. Так как на этой ступени бытия понимание причинных взаимосвязей обычно стоит на крайне низком уровне, человеческий разум создает для себя более или менее аналогичное существо, от воли и действий которого зависят страшные для него явления. После этого начинают думать о том, чтобы умилостивить это существо. Для этого производят определенные действия и приносят жертвы, которые, согласно передаваемым из поколения в поколение верованиям, способствуют умиротворению этого существа, т. е. делают его более милостивым по отношению к человеку. В этом смысле я говорю о религии страха. Стабилизации этой религии, но не ее возникновению, в значительной степени способствует образование особой касты жрецов, берущих на себя роль посредников между людьми и теми существами, которых люди боятся, и основывающих на этом свою гегемонию...". Религия Ветхого Завета в точности соответствует описанным Эйнштейном признакам. Большая часть Ветхого Завета - это "религия страха", основанием которой для иудеев является Закон Моисея. Библия описывает историю получения Закона в чрезвычайно грозных тонах: по небу летают молнии и раздаются громы, а гора Синай дымится, словно начинается извержение вулкана. Так людям внушается чувство страха перед Богом: никто не может приблизиться к этому страшному Богу и остаться в живых. И тут же появляется необходимость в касте жрецов, которые имеют право приступать к Богу и умилостивлять Его жертвами животных. В наше время проповедники и священники толкуют библейское понятие "страха Божия" как "благоговение" и "смирение". Однако очевидно, что в первоначальном значении "страх Божий" подразумевал именно страх, а не что-то иное. И лишь с эволюцией сознания людей стало меняться и понятие "страха Божия". Христианство рождается в недрах иудаизма, поэтому оно так же содержит в себе немало элементов "религии страха", унаследованной от Моисеева Закона. Хотя сам Иисус, безусловно, был проповедником другого типа религии - "моральной". "Стремление обрести руководство, любовь и поддержку служит толчком к созданию социальной и моральной концепции бога, - пишет Эйнштейн, - Божье провидение хранит человека, властвует над его судьбой, вознаграждает и карает его. ............ |