Часть полного текста документа:О ранней истории собора Покрова на Рву и обретении "лишнего" престола Баталов А.Л. Ранняя история собора Покрова на Рву уже давно не привлекала внимания исследователей. В литературе сформировался круг источников, позволяющих восстановить последовательность событий, связанных с основанием каменного храма. Лаконизм сообщений памятников официального летописания был восполнен подробным описанием основания собора в открытых в конце XIX в. источниках, в "Сказании о Николе Великорецком" (Сказание) (1) и летописце из собрания Д. В. Пискарева (Пискаревский летописец - ПЛ)2. Общепринятая версия строительной истории собора окончательно сформировалась в середине XX в. в монографии В. Л. Снегирева3, остающейся до нашего времени единственной работой, содержащей попытку систематизации сведений письменных источников о соборе Покрова на Рву. Неслучайно к их обсуждению уже не возвратился Н. И. Брунов, автор наиболее капитального монографического исследования об архитектуре храма4. Можно без преувеличения утверждать, что современное представление о формировании строительного замысла, во многом, базируется на сообщениях Сказания, обнаруженном И. Кузнецовым5. Из этого памятника стало известно о том, что при строительстве в 1554 г. деревянного собора Покрова на Рву семь деревянных приделов были поставлены "окрест" каменного храма, а затем уже, в 1555 г., при закладке каменного собора, который должен был быть, как и его предшественник, восьмипрестольным, чудесным образом обрели девятый престол. Сказание было единственным источником, называвшим имена мастеров: Посник и Барма. Первый издатель Сказания и отрывка о строительстве собора из ПЛ, И. Кузнецов, не сомневался в трансцендентном характере обретения престола (6), тогда как архитектуроведы трактовали сведения Сказания и ПЛ как указание на приоритет композиционного замысла зодчих над смысловой программой заказчика7. Сюжет с "нечаянным" обретением престола не обратил на себя внимания источниковедов, а исследователи архитектуры не видели необходимости в критике источников. Рассказ Сказания рассматривался как дополнение, заполняющее лакуну между известиями официальной летописи о привозе иконы Николы Великорецкого в Москву и о заложении каменного храма Покрова на Рву. Тем не менее, тексты источников, сообщающие об обретении девятого престола, не только вступают в противоречие с официальной летописью, но и различаются между собой в трактовке событий, связанных со строительством собора Покрова на Рву и приходом образа Николы. Уже это обстоятельство заставляет сопоставить версии источников и обратить внимание на происхождение Сказания о Николе Великорецком, остающемся по сей день основным документом по ранней истории собора Покрова на Рву. В тексте Сказания начало строительства собора и приход в Москву иконы Николы Великорецкого тесно связаны между собой. Поэтому сведения летописей о строительстве собора следует рассматривать в комплексе с их известиями о поновлении чудотворного образа. В сообщениях источников можно увидеть три версии истории строительства Покровского собора. Первая представлена известиями летописи, наиболее близкой по времени составления к описываемым событиям. Это Летописец начала царства редакции 1556 г. (ЛНЦ), выделяемый в составе Никоновского летописного свода, а так же редакции 1560 г., отразившейся во Львовской летописи (8). ............ |