Часть полного текста документа:О педагогических условиях духовно-нравственного становления человека в системе образования Игум. Георгий (Шестун) Школа составляет третий элемент условий, определяющих духовно-нравственное становление человека в православной традиции. Для каждого ребенка из православной семьи в школе происходит встреча Церкви и жизни. Здесь может состояться, а может и не состояться опыт преобразования жизни в духе Церкви, что является важным моментом в процессе духовно-нравственного становления человека. Вопрос о взаимоотношении Церкви и школы в православной традиции ставится шире, нежели преподавание религиозного учения или совместная деятельность в образовательной сфере. Определяющее значение имеет не формальное подчинение школы церковному уставу, а внутреннее, духовное влияние Церкви на школу. Смысл церковной школы в том, что она внутренне должна быть пронизана духом веры. Важно, чтобы школа по духу своему вела детей к Церкви, а не уводила от нее, чтобы укрепляла и развивала духовные запросы детей, чтобы потребность в знании возникала не из традиций мирской жизни или любознательности, но из живого церковного опыта и религиозной потребности в знании. Проблема церковной школы лежит более всего в ее духовной атмосфере. Школа может вести детей к Богу не словами о Нем, а тем, куда духовно она устремит движение души, чем зажжет и воодушевит детское сердце. На практике наблюдаются два способа отхода школы от Церкви: внешнее отделение и внутренний отход, под которым мы понимаем духовный разрыв между школой и Церковью, имеющий место и при внешнем, формальном их союзе. При постановке религиозного воспитания и образования в церковной школе необходимо принимать во внимание, что школу невозможно изолировать от жизни. Оставаясь в современной духовной атмосфере, она находится под могучим влиянием мира. Образуется двойственность, часто неосознаваемая; она не только ослабляет все усилия религиозного воздействия, но нередко приводит к тому, что наличие религиозного воспитания и образования усиливает в детях враждебные вере настроения и разрушает все ранее достигнутое в духовно-нравственном становлении. Преодоление этого духа мира, порождающего процесс внутренней секуляризации школы, - главная проблема и задача церковной школы. При формировании содержания образования в церковной школе необходимо различать методы преподавания Закона Божия и преподавания гуманитарных и естественных дисциплин. Основой органического преподавания Закона Божия является богослужение, то есть сама жизнь Церкви. В богослужении слиты воедино все элементы религиозного бытия. Для взрослых литургическая жизнь должна быть центром их общинной жизни. Для детей литургическая жизнь - это радостное дополнение к интересной игровой и предметной деятельности в братстве. Ребенок лишь спустя много лет способен оценить и понять смысл и глубину вхождения в литургическую жизнь Церкви. Дети, способные поставить литургическую жизнь в центр, являются исключением. Это создает ограничение педагогических возможностей Закона Божия, которое необходимо учитывать. Вместе с тем в церковной школе необходимо использовать потенциал гуманитарных и естественных предметов, раскрывая через них полноту содержания Православия как культурно-исторической традиции. ............ |