Часть полного текста документа:О нейропсихологическом анализе генезиса произвольной регуляции личности. Цветков А.В. Материалы 11 Международной конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам "Ломоносов" (секция "Психология")", М., МГУ, 2004 Проблема произвольной регуляции деятельности входит в несколько иерархически связанных областей исследования. Во-первых, это общая проблема сигнификации, овладения поведением личности через создание внешних средств [2]. Во-вторых, это общая проблема развития ВПФ, произвольности как их системного свойства, и, в-третьих - формирования отдельных познавательных функций [5]. В нейропсихологии А.Р. Лурия и Л.С. Цветковой выделено 4 фактора произвольной регуляции: способность к порождению мотивов и критичность к своей деятельности (обеспечиваются префронтальными отделами мозга), динамика психических процессов (задне-лобные отделы), способность к удержанию мотивов и построению целенаправленной деятельности (медио-базальные отделы лобных долей). В детской нейропсихологии (НДВ) Н.К. Корсакова с соавт. [3] и А.В. Семенович [6] рассматривают нарушения произвольной регуляции (функций лобных долей) недифференцированно, А.В. Семенович считает недоразвитие регулятивной функции речи основным механизмом формирования лобного синдрома у детей (т.е. фактически речь идет о вторичном лобном синдроме). Н.Н. Полонская и Л.В. Яблокова [4] различают нарушения переключения и функций программирования и контроля, а Л.С. Цветкова [1] считает, что в НДВ применима традиционная система факторов, однако в каждом возрасте те или иные факторы выходят на первый план в нарушениях развития ввиду гетерохронного развития ВПФ. Данный вопрос имеет чисто практическое значение - проблему коррекции нарушений произвольности у детей 7-10 лет (у ? 50% общего числа детей [2]). На основе точки зрения [1] нами была сформулирована гипотеза: произвольная регуляция деятельности у детей 7-10 лет развивается дифференцированно по факторам Лурия-Цветковой. Методики: 1. полное нейропсихологическое обследование по методике Л.С. Цветковой [7], особое внимание уделялось пробам "кулак-ребро-ладонь" и графическая проба "забор" (динамика психических процессов), объем слухо-речевой памяти и восприятия, предметно-образные ассоциации (индикаторы развития речи и образов-представлений), опознание эмоциональных фото и схематических лиц ("химер") 2. проба на символически опосредствованную память [2] (удержание мотива). Способность к порождению мотивов и критичность - наблюдение в ходе всего обследования, вопросы на осознание ребенком ошибок и возможности их коррекции. Всего было обследовано 26 детей 7-10 лет (из них 9 - контрольная группа, психическое развитие соответствует возрастной норме). Результаты: 1. Нарушения динамики психических процессов выявлены у 3 детей. В 2х случаях персеверации были системными, распространялись на процессы слухо-речевой памяти и образных ассоциаций (сужение количества семантических групп до 1, воспроизведение 1-2 предметов с незначительными вариациями),2. 5 детей - неудержание мотива, импульсивность, при сохранной критичности (при стимуляции), 3. 6 детей - нарушения слухо-речевой памяти, сферы образов-представлений, опознания эмоций при выраженном негативизме, отказе от обследования, 4. ............ |