Часть полного текста документа:О "Национальной доктрине образования в Российской Федерации" И.И. Борисов, профессор, ректор Воронежского государственного университета, председатель совета ректоров вузов Воронежской области B.C. Листенгартен, доцент, ученый секретарь совета ректоров вузов Воронежской области Преддверие XXI века в нашей стране было ознаменовано в условиях происходящих социальноэкономических перемен работой над таким принципиально важным документом, как "Национальная доктрина образования в Российской Федерации". Она велась совместно и представителями правительства, и представителями высшей и общеобразовательной школы, рассматривалась как важный шаг к взаимному пониманию государственных структур и педагогического сообщества. Это весьма существенный момент, ибо до сих пор все реформы в образовании проводились только "сверху". Здесь же нашло отражение и стремление "снизу" - из самих образовательных структур определить те направления и пути реформирования, необходимость которых ощущается школой. Проект доктрины был рассмотрен и в основном одобрен на Всероссийском совещании работников образования, которое проходило в Москве в январе 2000 года, а затем длительное время дорабатывался. 4 октября "Национальная доктрина образования в Российской Федерации" утверждена постановлением правительства Российской Федерации № 751 и стала документом практического действия, устанавливающим приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития. В структуре доктрины, включая введение и заключительную часть, шесть разделов. Во "введении" дана общая характеристика документа, излагаются цели государственной политики в воспитании и обучении до 2025 года, показывается по каким направлениям стратегические цели тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая: • создание основы для устойчивого социальноэкономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности; • укрепление демократического правового государства и развитие гражданского общества; • кадровое обеспечение динамично развивающейся рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство, обладающей высокой конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью; • утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики. В разделе "Основные цели и задачи образования" они сформулированы в четких пунктах, реализация которых призвана обеспечить в том числе историческую преемственность поколений, воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, организацию учебного процесса с учетом современных достижений науки, непрерывность образования в течение всей жизни человека и др. В насыщенных задачах образования обозначены, наряду с уже названными, формирование культуры мира и межличностных отношений; разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности; формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений; формирование у детей, молодежи, других категорий граждан трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда; многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно ориентированное обучение и воспитание; преемственность уровней и ступеней образования; создание программ, реализующих информационные технологии в образовании и развитие открытого образования; академическую мобильность обучающихся; развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью, участие педагогических работников в научной деятельности; подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий; воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта; противодействие негативным социальным процессам; экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе. Следующий раздел доктрины фиксирует основные задачи государства в сфере образования, где государство призвано обеспечить среди других реализацию конституционного права и равные возможности для различных социальных слоев и территориальных групп населения на получение бесплатного образования высокого качества; сохранение и развитие единого образовательного пространства; формирование в общественном сознании отношения к образованию как высшей ценности гражданина, общества и государства; светский характер образования; создание социально-экономических условий для приоритетного развития образования... ............ |