Часть полного текста документа:О метафоре Б. Виногродский Любая метафора - это способ уподобления двух объектов сознания, а уподобление - это есть проведение, наложение связей граничащими и резонирующими частями объектов подсознания. Подразумевается, что объекты сознания состоят из равных граней, равных сторон. При этом я описываю структуру объектов сознания как аморфно-кристаллическую, перисто-кристаллическую, подобную структуре нефрита. Любое понятие является, по сути своей, метафорой. "Курильница это очаг" - есть метафора. "Дом это строение" - есть метафора. Но в любом случае уподобление никогда не бывает стопроцентным, оно берет лишь один признак, по которому уподобляет предмет. Еще есть контекст. Контекст - это то понятие культуры, в котором мы существуем; определенный тип культуры индивида, являющегося носителем этой культуры; определенное количество заранее установленных в этой культуре траекторий уподобления объекта. В этом, по сути, заключается функция культуры. Культура - это система определений, а определение создает контекст, в котором ты существуешь. Определения же ограничивают, они проводят связи между определенными сторонами предметов - берутся определенные свойства или качества, которые уподобляются. А у любого предмета сознания, ибо предмет сознания является понятием, есть определенное количество граней. И эти грани определяются сенсорными каналами человека. Любой объект сознания оценивается по шести сенсорным каналам: зрение, осязание, слух, обоняние, вкус и внутреннее ощущение. По этим шести уровням оценивается абсолютно любой предмет, и строится любое понятие, независимо от того, действие это или признак. И, являясь объектом сознания, он живет по этим шести образам. Эти образы - это отражения или перекодировки через зрительную и осязательную составляющую других сторон процесса осознавания мира. И поэтому культура - это есть способ метафоризации, это некая система базовых определений, предлагающая тебе контекст, в котором даются определенные способы продвижения в этом контексте. Поле культуры - это способ продвижения в сознании. При этом есть мир осознанный, и есть мир не осознанный. Есть мир воображаемый, и есть мир предполагаемый. И воображаемый и предполагаемый мир строится на основе метафор, на способах уподобления. Когда метафора превращается в реальность? Здесь возникает очень важное понятие - понятие чуда. Чудо - это когда метафора превращается в реальность. Например, я говорю "ты лежишь, как королева", а потом ты вдруг стала королевой. Выясняется, что у Маргариты королевские корни, и она становится королевой бала. Определение дает возможность совместить огромное количество контекстов. При этом определение дает очень важную возможность - возможность переосмысления. Переосмыслить - это также означает провести связи между объектами сознания. При этом переосмысление, проведение связей между объектами сознания - это насущная объективная необходимость, потому что по этим связям текут смыслы. И они должны течь. Если они не текут, образуется застой. А если образуется застой, то внутри человека начинается разрушение. Возникает проблема, препятствие в сознании, которое не позволяет двигаться дальше по траектории осмысления мира. ............ |