Часть полного текста документа:О маркетинге рабочей силы... Светлана Белова Государство, компания, работник, агентство Давно известно, что человеческие ресурсы - важнейший фактор экономики. "Кадры решают все" ... "рано или поздно, так или иначе". Причем, чаще решают "поздно и иначе", чем "рано и так" . Состояние рынка рабочей силы является предметом заботы государства: в целом, в отдельных регионах, в конкретном городе или районе. В принципе, соответствующие органы неплохо знают ситуацию со своими человеческими ресурсами и их занятостью, но повлиять на рынок могут далеко не всегда. Рынок труда волнует руководство компаний. Они формулируют свои требования и оценивают кандидатов. Менеджеры по персоналу ведут мониторинг среднего уровня оплаты труда и систем мотивации персонала для поддержания конкурентоспособности. Каждый действующий или потенциальный работник соотносит свои возможности со спросом на человеческие ресурсы. Успех зависит главным образом от того, насколько людям удается адаптироваться к состоянию рынка и выгодно преподнести себя как личность. И, наконец, в гуще событий живут и работают кадровые агенства. Кроме посреднических функций, многие из них собирают и систематизируют информацию. В Интернете можно найти некоторые данные в открытом доступе, например динамику количества предлагаемых вакансий за прошлые годы. Товар - деньги - товар При всей уникальности человеческих ресурсов с точки зрения их одушевленности, разумности и чувства собственного достоинства, и макро- и микроэкономика рассматривают их как товар - "рабочую силу". С недавних пор, часть сотрудников рассматривают и как "носителей интеллектуального капитала компании", но механизм оценки этого капитала еще несовершенен. Постепенно смягчаются или стыдливо прикрываются денежные отношения работодателей и наемных работников - терминология прогрессирует от "жалования", "окладов" и "зарплаты" к "компенсации потраченных на благо компании усилий, энергии, времени, здоровья и энтузиазма". Каковы бы не были отношения в деликатной (с этической точки зрения) сфере наемного труда, все классические определения маркетинга можно примерить и к рынку человеческих ресурсов. "Деятельность по организации сбыта товаров и услуг" - пожалуйста, этим занимается каждый человек трудоспособного возраста, имеющий желание работать и не имеющий возможности не работать . "Процесс определения оптимальной стратегии действий" - касается всех участников рынка. "Способ построения отношений с клиентами и потребителями" - относится к работникам и агенствам, а также с некоторой натяжкой к государству. Философия маркетингового подхода начинает влиять на все привычные операции компаний с персоналом: поиск, отбор, мотивацию и развитие. Маркетинговая политика в области человеческих ресурсов в чем-то даже более передовая, чем в продвижении товаров. Она первой начинает сдвигаться от сугубо экономических факторов (выявление свободных рыночных ниш, анализ емкости рынка, определение ценовой политики и пр.) к факторам социального и психологического порядка (потребности, желания, удовлетворенность клиента, характер построения отношений, сервис и т.д.). Спрос Рынок с маркетинговой точки зрения представляет собой поле потребностей. ............ |