Часть полного текста документа:О бухарских евреях Исаак Даматов Мюнстер И было (это) в девятый год правления Навуходоносора, царя Бавельского... И пошёл он и всё его войско против Иерусалима и осадил его. И (был) голод и не было хлеба у народа страны... И взят был город... И сжёг он Дом Господень и дом царский и все дома в Иерусалиме... И ушли иудеи в изгнание из Земли своей... IV Книга Царств, 25: 1 - 21 ...И среди ушедших были те, кто положил начало бухарского еврейства... Со времени изгнания евреев из Иерусалима вавилонянами в VI веке до н. э. и вплоть до их освобождения из гетто в ХIХ веке н. э. еврейская история - это непрерывный процесс дробления народа на всё более мелкие группы, рассеянные по громадным пространствам среди совершенно различных культур. В них концентрировано отражена одна из характерных особенностей истории народа Израиля в постбиблейский период. Однако мы прекрасно понимаем, что речь не идёт о простом, механическом делении единого народа на ряд однородных частей. Напротив. Волею исторических судеб еврейские общины, обособившиеся друг от друга, подвергались в период многовекового проживания на чужбине мощному влиянию культуры (в том числе и языка) народов того или иного конкретного региона. Оторванные от своих корней, со временем они частично утрачивали первоначальный национально-культурный облик. Но при этом не растворялись в окружении "без осадка", а постепенно превращались в самобытные субэтнические еврейские общины с характерным для каждой укладом жизни, собственным языком общения и чётко выраженным этнокультурным самосознанием. Так, к примеру, на этнической карте восточной диаспоры появились персидские, курдские, афганские, горские, грузинские и бухарские евреи, что и явилось результатом того самого "процесса непрерывного дробления". Каждый из этих субэтносов прошёл сквозь столетия и тысячелетия своим оригинальным путём. Не были исключением и бухарские евреи. Здесь, для понимания последующих событий необходимо дать короткую историческую справку. В 586 году до н. э. Первый Храм - главная святыня сынов Израиля, был разрушен вавилонянами, а его сокровища вывезены в Вавилон. Согласно ТАНАХА, Навуходоносор II пять раз уводил людей в вавилонский плен, причём среди пленников преобладали представители элиты и высокопрофессиональные ремесленники. Иудеев размещали компактно, допускалась определённая автономия в управлении внутриобщинными делами. Сохранялась свобода вероисповедания, поощрялись ремесленничество, торговля, строительство и покупка собственных домов и т. д. Во второй половине VI столетия до н. э. политическая ситуация в этом регионе изменилась. Персидскому царю Киру, одарённому полководцу и дипломату, удалось подчинить себе несколько государств, в том числе и Нововавилонское царство. Кир стал во главе самой большой в тогдашнем мире империи и был объявлен "царём вселенной". Таким образом, евреи, пленённые вавилонянами, совершенно неожиданно получили нового владыку, политические устремления которого формировались его желанием превратить Палестину в стратегический плацдарм на подступах к непокорному Египту. Менее чем через год после падения Вавилона, в 538 году до н. э. Кир издал специальный указ, разрешивший еврейским пленникам не только вернуться на родину, но и восстановить разрушенный вавилонянами Иерусалимский Храм. ............ |