ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ
РЕФЕРАТ
Нравственные проблемы в «Этике» Б. Спинозы
Работу выполнил
Баранов Андрей Александрович
Студент 4 курса 4 группы
очного отделения
историко-филологического факультета
специальность – 031801.65 «Религиоведение»
Научный руководитель
Старший преподаватель
Пустовойт Юлия Владимировна
Шуя 2010г.
Содержание
Введение
I. Жизненный путь и работы
II. Развитие философской системы
III. Анализ работы «Этика» Б. Спинозы
3.1 Проблема «Мужество быть»
3.2 Проблема добра и зла
3.3 Проблема свободы и рабства
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность
Оценить полной мерой действительное величие и значение философии Бенедикта Спинозы человечеству, пожалуй, еще только предстоит. «Этика» великого философа завершается, рассмотрением вопроса о том, как же именно должны устроить свою совместную - общественную - жизнь люди, понявшие ту простую и великую истину, что для разумного человека «для его самосохранения и наслаждения разумной жизнью, нет ничего полезнее, как человек, руководствующийся разумом» и что именно человек - не деньги, не вещи, не слова и тому подобные мнимые ценности - есть для человека высший предмет в универсуме. Поэтому рассмотрение нами нравственных проблем в контексте данного произведения является актуальным, ибо Спиноза, как математик пытается дать рациональное объяснение процессам происходящим в нравственной сфере человека, что с позиций религии, особенно христианства несколько не приемлемо, но может быть понятно светскому человеку далекому от религиозных доктрин, особенно в нынешнее время, когда рационализм и материализм достигает апогея в своем развитии и влиянии на умы.
Цель
Выявление и анализ нравственных проблем в «Этике» Б. Спинозы
Задачи
Достижение этой цели предполагает решение ряда задач:
1) Рассмотрение жизненного пути и литературного наследия Б. Спинозы и краткое рассмотрение развития философской системы Б.Спинозы
2) Рассмотрение проблемы «Мужество быть»
3) Рассмотрение проблемы добра и зла в человеке
4) Рассмотрение проблемы свободы и рабства в человеке
I. Жизненный путь и работы
Бенедикт Спиноза (Spinoza, Benedictus) (1632–1677), или Барух д"Эспиноза, известный голландский философ, один из крупнейших рационалистов 17 в. Родился в Амстердаме 24 ноября 1632. Родители Спинозы были еврейскими эмигрантами, переселившимися из Португалии, и он был воспитан в духе ортодоксального иудаизма. Однако в 1656, после конфликта с городскими властями Спиноза был подвергнут «великому отлучению» еврейской общиной за еретические взгляды (в основном касавшиеся христианства – община опасалась ухудшения отношений с властями), а в 1660 был вынужден покинуть Амстердам и перебрался на несколько лет в деревушку Рейнсбург близ Лейдена, где продолжал поддерживать связи с кружком коллегиантов – религиозного братства, позднее объединившегося с меннонитами. Из Рейнсбурга он переселился в Ворбург – селение вблизи Гааги, а с 1670 до своей смерти 21 февраля 1677 жил в самой Гааге. ............