Часть полного текста документа:Нравственно-правовой театр Владимир Лизинский Возраст педагога и его психолого-педагогическая позиция постоянно вынуждают его работать в режиме менторства. Подкорковое сознание собственного превосходства, наличие какого-никакого социального опыта - все это буквально подталкивает педагога к вербально-поучающему взаимодействию с учащимися. Дабы остановить возможное грехопадение детей учитель прославляет прекрасное с его точки зрения), клеймит позорное, повторяет известное и избитое как только что открывшуюся божественную истину и... невероятно удивляется, когда дети почему-то употребляют наркотики, совершают преступления, слушают дурацкую музыку, одеваются как клиенты ада, и разговаривают на приблатненно-собачьем языке. Занятно, что со временем порох иссякает, слова и фразы стираются, смысл становится туманным и неочевидным, сила и возможности воздействия на детей падают, а поколения школьников ехидно сообщают друг другу: "Ну что, наша училка все требует расстрелять рок-музыкантов?" О, слово, слово! Как осторожно и непредвзято, как глубоко и точно, как образно и иронично, как светло и тонко надобно пользоваться тобой в жизни-работе с детьми. С легкой руки псевдопсихологов в школу пришагала странная культура "похвалы ни за что". И стертым голосом, едва завидя ребенка или взрослого, с невозмутимостью вождя индейского племени раздариваются "бесценные комплименты", всем, как сестрам дешевые серьги, - одинаковые, пустые и односложные. Плачь, человече, плачь! Здесь издеваются над великой красотой слова! В.И. Качалов любил хвалить молодых артистов за творческие успехи. Говорит: Как же вы батенька прелестно играли в нынешнем спектакле! И вы тоже превосходно играли! И вы... Молодой артист замечает: Но я сегодня не выходил на сцену. Качалов: Все равно, очень хорошо! И перестают дети верить слову и не отзываются на похвалу и пролетают мимо никчемные комплименты, не задевая своим крылом чистые и ранимые души детей. Похвала, комплимент - исключительно сильное оружие в арсенале профессионала, но, как всякое оружие, его следует готовить, обновлять, усиливать. Комплимент может быть вербальным или... Известно, что благорасположение можно выразить без слов и поведя бровью можно показать человеку свое неприятие его. А в глубине, в тайниках детского мозга идет великая работа по осознанию себя, идентификации с другими, поискам ответов на вечные вопросы, работа по открытию истин, формированию ценностей, высвечиванию интересов... Что можем мы предложить ему, если он страждет, если душа его купается в неопределенностях и ищет берег твердый и верный? Готовые рецепты, открытую нами (!) правду, известные и тривиальные способы решения проблем. А это ли ему нужно?! Неужели непонятно, что мы лишаем его страдания, чуда и радости поиска и отнимаем у него право на ошибку, право на предчувствие открытия и радость самопознания... Конечно, мы можем решить проблему за него сами - это лучше всего делают авторитарные учителя, вечно занятые родители: ленивый и занятый всегда ищет краткую дорогу. И уж, конечно, бабушки. О, скольких внуков они сгубили! Конечно, когда простонародный ум сочетается с природной сметкой и добротой, когда в хранилищах памяти трепетно сохранены бесценные перлы прошлого, когда воля и смысл не покинули старческий ум, когда искры народного юмора, да и напускная грубость, наряду с разумной требовательностью (демократия - это нормированные требования и требовательность) - все хорошо в воспитании, и польза будет приметной, значимой, приростной. Да только чаще не так. ............ |