Часть полного текста документа:Новый методологический подход в подготовке специалистов-тренеров на выпускающих кафедрах РГУФКА Кандидат педагогических наук, доцент В.Л. Дементьев Достижения в теории и практике в любой сфере человеческой деятельности, и в частности физической культуры и спорта, в полной мере зависят от качества подготовки специалистов в высшей школе. Уровень же выпускаемых специалистов далеко не всегда соответствует требованиям современности. Проблема совершенствования подготовки специалистов в высшей школе приобретает особую значимость в процессе формирования социально ценностных ориентиров. В нашей стране она становится еще более актуальной в связи с существующей социально-экономической ситуацией с ее приоритетами и противоречиями. Именно поэтому назрела острая необходимость реформирования высшего образования в целом и физкультурного в частности. Это также связано с тем, что основная цель образования заключается прежде всего в упреждающей подготовке специалиста, рассчитанной на решение принципиально новых задач, для решения которых ему потребуется наличие таких качеств, которые пока просматриваются лишь как тенденции по отношению к желаемому будущему [11]. Проявление данной тенденции нашло свое отражение в изменениях статуса ведущего вуза страны в сфере физической культуры и спорта: Государственный центральный ордена Ленина институт физической культуры в 1993 г. трансформировался в Российскую государственную академию физической культуры, а в 2003 г. - в Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. Необходимость выведения высшего физкультурного образования на новый, университетский, уровень выдвигает ряд конкретных требований к выпускающим кафедрам вуза по совершенствованию подготовки специалистов, а именно: 1) фундаментальность образования; 2) разносторонность рассмотрения предмета с привлечением различных взаимосвязей, взаимовлияний и процессов; 3) совершенствование учебно-познавательной деятельности на основе дальнейшего освоения и внедрения в учебный процесс активных методов обучения; 4) многопрофильность подготовки. Для успешного выполнения вышеперечисленных требований необходимы не отдельные улучшения в содержании образования или совершенствование средств и методов обучения, а изменение методологии профессиональной подготовки специалистов на выпускающих кафедрах специализации. При этом под методологией понимается определенное мировоззрение, сформированное на основе совокупности естественно -научных, философских, социально-политических, моральных и прочих взглядов, влияющих на человеческую деятельность [1]. Для методологии характерны следующие проблемы: соотношение теоретического и эмпирического уровней знания; структура научного мышления; типы научных абстракций; взаимоотношение отдельных дисциплин; специфика исследовательских методов; идеализация объектов и их отношение к действительности [2]. Принцип системности помогает исследовать объект с позиций закономерностей, системного целого и взаимодействия его частей. Причем изучение объекта одновременно с нескольких сторон позволяет получить более общие знания [3]. Методологическая работа соединяет конструирование и проектирование с исследованием. ............ |