Новое в правовом регулировании деятельности управляющих о банкротстве
В соответствии со сложившейся мировой практикой прекращение деятельности хозяйствующего субъекта относится к непростым процедурам в зависимости от обстоятельств, которые оказывают существенное влияние на принятие решения о таком прекращении. Особенно длительной и сложной является процедура банкротства юридического лица, вызванная, как правило, неплатежеспособностью коммерческой организации и невозможностью осуществлять денежные обязательства. Законодательство рассматривает банкротство в качестве крайней меры ликвидации субъекта предпринимательской деятельности, которому предшествуют различные экономические меры по оздоровлению должника, в том числе оказание досудебной финансовой помощи, определение защитного периода, введение конкурсного производства, процедура мирового соглашения. Тем не менее количество организаций, прекращающих свою деятельность с применением процедуры банкротства, из года в год растет. Только в этом году их уже более 2,5 тыс., в том числе более 80 государственных предприятий или с долей государственной собственности в уставном фонде. В виду значительной нагрузки на хозяйственные суды по данной категории дел в недрах Министерства по налогам и сборам определенное время вынашивалась идея подготовки законодательного акта, предусматривающего упрощенную внесудебную процедуру банкротства, которая могла быть применима к организациям с минимальным размером долгов. Однако эта идея так и не воплотилась в жизнь и будет ли реализована в дальнейшем пока не известно. По действующему же механизму банкротства знаковой среди лиц, участвующих в деле о банкротстве, является фигура антикризисного управляющего (далее - управляющий, временный управляющий), назначаемого хозяйственным судом для проведения отдельных процедур банкротства и осуществления полномочий по сохранности имущества должника, установления полного списка кредиторов и размера их требований, определения признаков ложного банкротства, восстановления платежеспособности должника и прочих полномочий.
Поскольку управляющий в производстве по делу о банкротстве выполняет в основном две задачи - восстановление деятельности должника, а при невозможности возобновления производства - осуществляет его ликвидацию, к статусу управляющего предъявляются особые требования, касающиеся профессиональных качеств и квалификации лица, им обладающим. В связи с этим Министерством экономики за последние несколько лет создана значительная законодательная база, определяющая требования к антикризисному управляющему, которая постоянно совершенствуется и пересматривается. Только в октябре-ноябре текущего года внесены изменения и дополнения в четыре постановления Министерства экономики, одним из которых - постановлением от 25.10. 2007 № 187 (далее - постановление № 187) в новой редакции изложено Положение об аттестации физических лиц на их соответствие профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к антикризисному управляющему в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), утвержденное постановлением Министерства экономики от 27.10. 2003 № 206. Теперь этот документ будет носить название Инструкция о порядке обучения и аттестации физических лиц на их соответствие профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к временному (антикризисному) управляющему, создания и деятельности аттестационной комиссии (далее - Инструкция). ............