Часть полного текста документа:Новая жизнь старой дороги Н.Е.Гиговская, кандидат архитектуры В 1902 году в Москве началось строительство Окружной железной дороги (МОЖД), а в июле 1908-го она была введена в эксплуатацию. Дорога протяженностью 54 километра кольцом охватывала город, в четырех местах пересекая Москву-реку, и соединяла восемь вокзалов и все фабрично-заводские районы: Пресню, Марьину Рощу, Благушу, Лефортово, Дорогомилово и так далее. По Окружной дороге перевозились не только грузы - из 14 станций 9 были пассажирскими. Схема Московской окружной железной дороги 1902-1903 годы Уникальная по тем временам транспортная развязка не имела аналогов в практике дорожного строительства. В проектировании ее были задействованы лучшие профессиональные силы России: заслуженный профессор Института инженеров путей сообщения Н.А.Белелюбский выполнил металлические фермы моста через Москву-реку, инженер Л.Д.Проскуряков был автором арочных мостов, архитектур-но-художественной стилистикой сооружений комплекса занимался профессор Императорской академии художеств А.П.Померанцев. В целом МОЖД - не только памятник истории и культуры, но и уникальный архитектурный ансамбль в стиле русского модерна. Большинство станций и сооружений возводилось по типовым проектам (исключение - Лихоборы и Воробьевы горы) - в красном кирпиче с белыми деталями и черепичными крышами. Они были оборудованы специально изготовленной мебелью из дуба, электрическими часами фирмы "Павел Буре". Освещались станции распыленным газом по системе инженера Кржеминского. И вот МОЖД вновь в центре внимания -теперь уже не как грузовая, а как пассажирская магистраль. За прошедшее столетие почти в десять раз выросла численность населения столицы, непомерно увеличилась территория города. В настоящее время трасса МОЖД проходит уже в срединной, частично центральной зоне Москвы, на расстоянии двух-трех километров от Садового кольца. В непосредственной близости к дороге расположены 13 станций метрополитена (ранее МОЖД не дублировалась дорожно-уличной сетью). В XX веке в транспортной инфраструктуре Москвы большое развитие получили связывающие центр с новыми районами радиальные направления значительной удаленности от кольцевой линии метрополитена. В результате город стал ощущать недостаток в кольцевых магистральных связях, идущих в обход центра. Еще в 1969 году намечалась, но не была осуществлено реконструкция МОЖД с переводом ее на пассажирское движение. Сегодня проект создания интенсивного пассажирского движения на месте МОЖД - типа открытого метрополитена с дополнительным устройством 20 новых станций -сможет решить создавшуюся сложную проблему пассажирских потоков. Раньше железная дорога проходила по зеленой территории, а теперь она оказалась в плотной городской застройке. Но большинство зданий МОЖД хорошо сохранилось (наибольший интерес с точки зрения архитектуры представляют станции Лихоборы, Лефортово и Воробьевы горы). Концепция превращения Московской Окружной в линию открытого метрополитена и технико-экономическое обоснование к ней были разработаны мастерской № 19 Моспроекта-2 совместно с НИиПИ Генплана и Мосгипротрансом. Была проведена систематизация всех видов станций и разработано единое решение для каждой системы. ............ |