Часть полного текста документа:Новая миссия французской школы: предложения, направленные на профилактику наркомании С. И. Соловьева Трудно переоценить значимость антинаркотической профилактики, особенно в настоящее время - время, отмеченное устойчивой тенденцией к постоянному росту употребления наркотиков в молодёжной среде. В связи с этим любой положительный опыт профилактической антинаркотической деятельности представляет интерес для педагогических работников образовательных учреждений и специалистов, занимающихся антинаркотической профилактикой в среде детей и подростков. В настоящей статье представляются результаты анкетирования, проведённого французскими научными работниками Ги Берже и Нелли Лезельбом [1] относительно состояния профилактической работы в образовательной среде во Франции. Авторы отмечают, что 3/4 школьных учреждений во Франции активно вовлечены в процесс антинаркотической профилактики. Но школа прежде всего пытается дать оценку проводимым антинаркотическим мероприятиям, нежели определить степень их эффективности. Только одна треть учебных заведений использовала письменное анкетирование для определения оценки и эффективности проводимых мероприятий, в то время как необходимость определения эффективности профилактической работы с целью контроля антинаркотических мероприятий признана большинством школ. Необходимость комплексной антинаркотической работы с привлечением большого количества участников школьной и внешкольной среды является очевидным фактом, но если 2/3 французских учебных заведений имеют постоянные группы, то 1/3 школ обращаются к специалистам из других сфер (врачи, полиция и т.д.) только в случае подведения итогов своей деятельности. Но и в этом случае предпринимается демарш оценки, а не эффективности, эти школы подводят итоги проведённых профилактических мероприятий на основе беседы с учащимися по шкале: удовлетворён / неудовлетворён. Все члены команды по антинаркотической профилактической работе (независимо от привносимого ими вклада) единодушны в том, что параллельно с развитием регламентирующих рамок профилактики необходимо увеличение количества членов команды и активное вовлечение в эту работу учащихся с повышенной долей ответственности. Сам объект профилактической антинаркотической работы всё ещё расплывчат и понимается её участниками неоднозначно. И только последний министерский циркуляр [4] обозначает поворот в представлении профилактической работы в школьных учреждениях. Он обращён к молодому человеку как личности, а не только к ученику, где принимаются во внимание и внешкольная среда, и будущее молодёжи, так как Франция приняла сторону регламентации "употребления", "постоянного употребления, злоупотребления наркотиками" и запрещения употребления наркотиков в учебных заведениях в целях пропаганды и воспитания здорового образа жизни. Действительно, анкетирование, лексикометрический анализ, а также интервьюирование продемонстрировали, что французской школе доверена миссия спасения благополучия нации в большей степени, чем, например, в США, где профилактическая работа полностью осуществляется воспитателями-профессионалами (health educators), получившими специальную университетскую подготовку. Министерство просвещения Франции, органы власти, специалисты различного профиля глубоко убеждены, что антинаркотическая профилактика требует ответственности каждого человека как в школьном учебном заведении, так и вне его, так как наложенное вето на употребление наркотиков в школе не исключает употребления их за её стенами, поэтому так необходимо привлечение в процесс профилактики специалистов различного профиля. Проведённая оценка эффективности профилактической антинаркотической работы на основе анкетирования, лекси-кометрического анализа и интервьюирования позволила проанализировать меру ответственности, которую берёт на себя французская школа, её позицию и её связь с внешкольной средой. Действовать в смысле предупредить требует слаженного взаимодействия всех участников команды по борьбе с наркотиками (учителя, воспитатели, врачи, психологи, родители, ассоциации, полицейские, территориальные инстанции и т.д.). ............ |