О НОВОЙ КОНСТИТУЦИИ СЕРБИИ
Всего лишь несколько месяцев после того, как вновь была провозглашена государственная независимость Сербии, Народная Скупщина (название выборных представительных органов государственной власти в Сербии) 8 ноября 2006 года, в День Святого Дмитрия торжественно провозгласила Новую Конституцию.
1. Предыдущая Конституция Сербии как независимого государства была провозглашена в 1903 году (103 года назад), а утратила силу в 1918 году (88 лет назад) после создания первого южнославянского государства – Королевства сербов, хорватов и словенцев. В то время Королевство Сербия, как южнославянский Пьемонт, встроило свою государственность в фундамент первого совместного южнославянского государства, отказываясь от своей государственной независимости, международно признанной на Берлинском конгрессе в 1878 году. Почти целый век, точнее 88 лет, Сербия существовала в различных, к сожалению, неудачных формах государственности: сначала как королевство, затем как коммунистическая республика, и, наконец, как непрочный государственный союз с Черногорией, распавшийся 21 мая 2006 года, в результате отделения Черногории. Таким образом, Сербия была просто «вынуждена» провозгласить свою государственную независимость.
При этом неожиданной и поразившей самую широкую общественность была та исключительная быстрота заключения еще недавно невообразимого и долгое время избегаемого соглашения и консенсуса всех парламентарных партий относительно принятия новой Конституции. Тем более что целых шесть лет продолжалась чересполосица «твердых обещаний», срывов и создания препятствий для принятия новой Конституции, причем преимущественно в рамках демократического блока.
Только в апреле 2004 года удалось прийти к принципиальному соглашению всех парламентарных партий о том, что пора приступить к принятию новой Конституции, согласно процедуре, утвержденной действующей Конституцией. Тогда и Правительство, и сам Президент республики свои проекты Конституции представили Народной Скупщине. Концептуально они оказались очень близкими, если не брать во внимание несколько моментов, значительно отличающихся друг от друга и относящихся, прежде всего, к статусу автономных областей (конкретнее – Воеводины) и к определению Сербии как государства. А потом в работе Комитета по вопросам Конституции Народной Скупщины наступил длительный, многолетний застой, из-за различных видов обструкций и по другим самым разным причинам.
Из-за больших программных, идеологических и политических расхождений между ведущими парламентарными партиями (начиная с левых до крайне правых) необходимо было принять ряд крупных компромиссных решений и уступок, чтобы получить согласованный вариант Конституции. Это сказалось на ее качестве, но факт принятия Конституции, объективно говоря, представляет собой шаг вперед – к Европе. Отметим также, что принятие новой Конституции нарушает непрерывность монархического строя как традиционного способа правления в Сербии, иначе говоря, ею закрепляется нынешний республиканский способ правления.
Сам по себе консенсус, достигнутый в связи с принятием Конституцией, является исключительно важным политическим событием для Сербии. Он свидетельствует о том, что все-таки можно добиться общего политического согласия по вопросу, представляющему самый важный политический и государственный интерес. ............