Кафедра “Технология машиностроения”
Курсовая работа
“Нормирование точности и технические измерения”
Содержание
Введение
1. Расчет и нормирование точности червячной передачи
1.1 Выбор степеней точности червячной передачи
1.2 Выбор вида сопряжения, зубьев колес передачи
1.3 Выбор показателей для контроля червячного колеса
2. Расчет и нормирование точностей гладких цилиндрических соединений
2.1 Расчет и выбор посадок разъемного неподвижного соединения с дополнительным креплением
2.2 Расчет калибров
2.2.1 Расчет калибров-пробок
2.2.2 Расчет калибров скоб
2.3 Расчет и выбор посадок подшипников качения
2.3.1 Расчет и выбор посадок подшипников качения на вал и корпус
2.3.2 Определение требований к посадочным поверхностям вала и отверстия корпуса
3. Расчет допусков размеров входящих в размерную цепь
Список использованных источников
Введение
Качество и эффективность действия выпускаемых машин и приборов находятся в прямой зависимости от точности их изготовления при надлежащей постановке контроля деталей с помощью технических измерений.
Точность и ее контроль служат исходной предпосылкой важнейшего свойства совокупности изделий – взаимозаменяемости, определяющей в значительной мере технико-экономический эффект, получаемый при эксплуатации современных технических устройств.
В данной области широко развита стандартизация, одной из важнейших целей которой является улучшение качества продукции, ее способность удовлетворять возрастающие требования народного хозяйства и новой техники, а также растущие потребности населения. Поэтому комплекс глубоких знаний и определенных навыков в области точности, взаимозаменяемости, стандартизации и технических измерений теперь является необходимой составной частью профессиональной подготовки специалистов в области машиностроения и приборостроения.
1. Расчет и нормирования точности червячной передачи
1.1 Выбор степеней точности червячной передачи
Исходные данные:
Коэффициент диаметра червяка q=6,3
Число зубьев колеса =60;
Модуль =6 мм;
Делительный диаметр =360 ;
Окружная скорость =0,8 ;
Передаточное число u=30;
Ширина венца зубчатого колеса b=37мм;
Межосевое расстояние =198,9 мм.
Система допусков червячных передач (ГОСТ 3675-81) устанавливает 12 степеней точности червячных колес.
Степень точности проектируемого червячного колеса устанавливается в зависимости от окружной скорости колеса. По ГОСТ 3675-81 исходя из =0,8 , для червячных колес выбираем 9–ую степень точности по норме плавности.
Используя принцип комбинирования норм по различным степеням, назначаем 9–ую степень точности по кинематической норме и 8-ую по норме полноты контакта.
1.2 Выбор вида сопряжения, зубьев колеса в передаче
Вид сопряжения в передаче выбирается по величине гарантируемого бокового зазора.
Боковой зазор – это зазор, между нерабочими профилями зубьев который необходим для смазки, компенсации погрешности при изготовлении, при сборке и для компенсации изменения размеров от температурных деформаций.
Величину бокового зазора необходимую для размещения слоя смазки ориентировочно можно определить по зависимости:
Jnmin =0,01*m=0,01*6=0,06 ;
По рассчитанной величине = 0,06 мм в зависимости от межосевого расстояния =198,9 мм из таблицы 17 ГОСТ 3675-81 выбираем вид сопряжения – D причем, выполняется условие:
Jnmin т=0,072 мм > Jnmin p = 0,06мм.
Тогда обозначение зубчатого колеса будет иметь вид:
9–9–8–D ГОСТ 3675-81.
1.3 Выбор показателей для контроля червячного колеса
Выбор показателей, для контроля червячного колеса с Z =60 проводится согласно ГОСТ 3675-81.
Средства для контроля показателей выбираем по таблице 5 [с.400–405,5]. ............