Часть полного текста документа:Нормативно-правовое оформление налоговой политики А.С. Титов, старший преподаватель кафедры "Гражданское право и процесс" Налоговая политика является одной из очень важных составляющих политики государства и призвана с учетом диктуемых рынком условий обеспечить сбалансированность государственных и частных интересов, стимулировать предпринимательство. Налоговая система в полной мере зависит от проводимой в государстве налоговой политики, ее законном оформлении, то есть отражении в актах высшей юридической силы соответствующих норм, устанавливающих, изменяющих, прекращающих налоговую обязанность. При этом одним из существенных условий налоговой политики является учет интересов всех сторон налогового правоотношения, а именно не только интересов государства, но и в неменьшей степени интересов налогоплательщиков. В научной литературе за последнее время было уделено большое внимание экономической составляющей налоговой политики. Юридическая же литература в основном уделяла внимание правовой сущности налогов, при этом рассматривая налоговую политику как средство определения целесообразности введения, изменения или отмены обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды. Иными словами, законодатель, облекая свои волевые решения в форму того или иного нормативного правового акта, осуществляет нормативно-правовое воздействие на процесс производства и распределения. Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что бюджетно-налоговая сфера является мощным инструментом государственного воздействия на экономику. Именно поэтому ее законодательное совершенствование имеет особое значение и заслуживает углубленного теоретического анализа и исследования широкого круга смежных проблем. С одной стороны, налоговая политика призвана обеспечить необходимые ресурсы для деятельности публичной власти государства (расходы на военные, экономические и социальные программы); экономическое регулирование (т.е. налоги и расходы должны использоваться как рычаги управления хозяйственной деятельностью и осуществления определенных целей экономической политики); выравнивание доходов (т.е. с ее помощью перераспределяется национальный доход благодаря прогрессивной системе налогообложения, а также систем трансфертных платежей малоимущим, безработным, инвалидам и пр.). С другой стороны, государство, осуществляя свои основные функции, в то же время вынуждено заботиться и о том, чтобы законодательно закрепленное налоговое бремя, его структура, степень прогрессивности не ослабляли стимулов к сбережению, предпринимательской и трудовой активности, являлись законно оформленными и экономически целесообразными. Понятие рыночной экономики не предполагает устранения государства от процессов управления и регулирования. Наоборот, государство должно осуществлять нормативное закрепление процессов в налоговой сфере, создать необходимые условия для функционирования рыночных механизмов, при этом не вмешиваясь в производственно-финансовую деятельность хозяйствующих субъектов. В разных странах даже с примерно одинаковыми условиями экономического развития степень государственного регулирования экономики различна. ............ |