Часть полного текста документа:Ульяновский государственный университет. Кафедра Педагогики Высшей школы и Социальной Работы. Реферат. "Нищелюбие" русских князей: основные направления защиты и помощи нищим на Руси. Выполнила: Студентка группы СР-12 Царёва Е.В. Проверила: Нагорнова А.Ю . Ульяновск-2003 г. Оглавление. Оглавление. 2 Введение. 2 Первый этап помощи русских князей 7 "Нищелюбие" Владимира Святого. 7 "Нищелюбие" Ярослава Мудрого. 9 "Нищелюбие" Владимира Мономаха. 11 Второй этап помощи русских князей. 14 "Нищелюбие" Андрея Боголюбского. 15 "Нищелюбие" Александра Невского. 16 Заключение. 18 Литература. 19 Введение. В сложные моменты истории зачастую проявляется неспособность (или нежелание) объективно оценивать действительность. Не является исключением и понятие "социальная работа". В современных трудах, посвященных социальной работе, как правило, исследуется или современное положение дел в этой сфере, или зарубежный опыт, который зачастую рассматривается в историческом развитии. Истоки социальной работы следует искать еще в древности. Уже тогда, как отмечали историки, славянские народы отличались гуманным отношением к соплеменникам и даже к бывшим врагам. Нищелюбие же - добродетель, состоящая в оказании помощи нищим, одна из обязательных добродетелей канонизированных русских князей. По мнению А. Гуревича, "исцеление больных, раздача богатств, щедрые подаяния милости" - основные доказательства святости. В русских летописях они имели определенную формулу: многих канонизированных русских князей характеризовали как "мнихолюбив", "страннолюбив", "нищелюбив". Такие историки, как Н. Карамзин, В. Ключевский, С. Соловьев используют применительно к раннему периоду княжеской помощи христианские понятия "нищелюбие", "милосердие" и более позднему - светское понятие "благотворительность". Официальным же началом является договор 911 года князя Олега с греками, который содержал в себе моменты, называемые ныне социальной работой. В X веке возник и долго существовал институт нищелюбия, который отождествляется с человеколюбием. Главной христианской заповедью стала любовь к ближнему: "Любовь к ближнему полагали прежде всего в подвиге сострадания к страждущему, её первым требованием признавали милостыню".1 Однако не только нравственная установка на ближнего, но и поступок является основой мироощущения и мировоззрения истинного христианина. Любовь и деятельность - неразрывное единство - понимаются не в своей самодостаточности, а только во взаимной связи. В этом смысловом единстве понимается и сущность таких понятий, как "призрение", "милование". Основными объектами помощи становятся больные, нищие, вдовы, сироты. Появляются документы, регулирующие отношения в области поддержки и помощи различных категорий населения России. В Х-XIII вв. происходит изменение парадигмы помощи и поддержки нуждающимся. Это связано с изменением социально-экономической и социокультурной ситуации. К началу IХ века у восточных славян завершилось разложение первобытнообщинного строя, разрушились родоплеменные связи. На смену родоплеменных отношениям пришли территориальные, политические и военные, возникли племенные союзы. Создаются условия для появления государства, объединяющего все племена и союзы племен. В качестве правящей социальной группы, "органов власти" во главе союзов становился князь и княжеская дружина. Данный период характеризуется возвышение княжеской власти, влиянием его дружины на общественную жизнь. Подлинным толчком для развития благотворительности в России стало принятие христианства. С принятием в 988 году христианства в России стала активнее развиваться традиция личной благотворительности русских князей, которая носила уже религиозный характер. Христианизация славянского мира оказала решающее влияние на всю жизнь общества, на трансформацию общественных отношений, что не могло не отразиться на характере, формах помощи поддержки человека. Создавшиеся культурно-историческая ситуация потребовала других принципов интеграции и иных форм поддержки и защиты. ............ |