Нило-Столобенская пустынь
Монастырь вырос на месте отшельнического подвига прп. Нила, Столобенского чудотворца. В первые десятилетия своего существования Нилова пустынь была крайне бедна, но постепенно превратилась в одну из самых благолепных и посещаемых богомольцами обителей.
В 1528 году на пустынном острове Столобном, что на Селигере, поселился отшельник. До этого в течение тринадцати лет он жил в дремучем лесу на берегу реки Серем-хи, но там не мог спрятаться от людской славы. В первый год жизни на маленьком острове отшельник (читатель, возможно, уже догадался, что речь идет о преподобном Ниле Столобенском) выкопал в горе небольшую пещеру и перезимовал в ней. Весной он построил келью и часовню.
Пропитание прп. Нил добывал, возделывая землю под огород, а иногда принимал подаяние от местных жителей — молва о старце-анахорете быстро распространилась по всей округе. Не все окрестные поселяне, впрочем, относились к преподобному с почтением. Были и те, кто хотел «извести» его, считая, что он «не по праву» занял остров. Но это тема для отдельного рассказа.
7 декабря 1554 года преподобный Нил преставился ко Господу. Погребал его игумен Николо-Рожковского монастыря Сергий, его духовный отец. Через некоторое время над могилой святого появилась часовня, а в 1591 году на остров пришел иеромонах Герман, впоследствии прославленный Церковью как прп. Герман Столобенский, и построил здесь — при помощи нескольких человек (по-видимому, местных благочестивых крестьян) — деревянную церковь в честь Богоявления Господня с приделом во имя недавно прославленного святого — Василия Блаженного, Христа ради юродивого. Строительство длилось несколько лет, и после его окончания некоторые из помощников прп. Германа пожелали остаться на острове Столобном и жить здесь монашеской общиной. Преподобный и сам имел такое желание. Он обратился с прошением к Патриарху об основании на острове монастыря с общежительным уставом по чину древних обителей Палестины. 1594 год, когда «островитяне» получили благословенную грамоту Патриарха, считается годом основания Ниловой пустыни.
Уже на другой год после открытия обители сюда пришли монахи-иконописцы из Тверского Оршина Вознесенского монастыря Иов и Нифонт. Они написали — со слов местных жителей, еще помнивших, как выглядел отшельник, освятивший своим присутствием окрестности Селигера, — первую икону прп. Нила. Спустя несколько лет появилось житие святого. Авторами его были прп. Герман Столобенский и инок обители Живоначалыюй Троицы (Герасимовой пустыни) Филофей.
Нилова пустынь созидалась в трудное время. Неурожаи, голод, нашествие поляков, литовцев и шведов — вот лишь самые главные беды, которые приходилось претерпевать братии нового монастыря. К моменту кончины прп. Германа, первого настоятеля обители, она была совершенно разорена. Нынешние классицистские храмы и хозяйственные постройки Нило-Сто-лобенской пустыни не дают никакого представления о том, как она выглядела тогда, в 1614 году. В то время в ней имелись всего один деревянный храм, да часовня с гробом преподобного Нила, да колокольня, представлявшая собой «столб дубовый» с несколькими малыми куполами. И шесть келий-избушек. Иконостас в церкви был весьма скуден по части образов, книги держали в обители только самые необходимые (печатных книг не было вообще), а богослужебные сосуды — лишь оловянные. ............