Часть полного текста документа:Содержание. Введение. 2 Глава I. Церковь и государство в XVII веке. 3 Глава II. Никон. Деятельность московского кружка ревнителей древнего благочестия. 4 Глава III. Возвышение Никона. 7 Глава IV. Церковная реформа. 10 Глава V. Падение Никона. 12 Глава VI. Влияние церковной реформы на социальную жизнь России. Церковный раскол. 15 Заключение. 18 Примечания. 20 Список использованных источников и литературы. 21 Введение. Личность патриарха Никона и его церковная реформа оставили глубокий след в истории России. Со времен крещения Руси церковь всегда играла значительную роль в жизни общества и даже определяла внутреннюю и внешнюю политику государства, хотя и находилась всегда под властью государства. Иногда она объединяла страну, иногда - раскалывала на противоборствующие лагери. В XVI веке ее роль несколько упала вследствие усиления самодержавной царской власти. Но затем назрела необходимость церковной реформы и патриархом, главой русской православной церкви, стал Никон. Тысячелетняя история России хранит немало загадок. Но одной из множества ее проблем является выбор пути развития. Но во время всех серьезных политических и социальных преобразований у руля стояла сильная личность, способная повести людей за собой. Нельзя объяснить лишь объективными историческими процессами реформы Петра I или революции. Так какова же роль личности в истории? Может ли один человек или группа людей изменить что-либо? Этот вопрос особенно актуален в наше время, когда множество политических партий обещают коренные преобразования. А в действительности, способны ли они выполнить это? Целью моей работы является: показать влияние церкви на социальную и политическую жизнь России второй половины XVI века, объективную необходимость и важность церковной реформы и роль личности патриарха Никона в церковной реформе, которая повлекла за собой серьезные последствия во внутренней, а возможно, и во внешней политике России. При написании данного реферата я использовала статью О. Ф. Козлова "Дело Никона", опубликованную в №1 журнала "Вопросы истории" за 1976 год, книгу "Вехи истории", рассматривающую церковь во все периоды ее существования, "Историю русской церкви" Н. М. Никольского, издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря "История русской церкви" и некоторые другие источники. Глава I. Церковь и государство в XVII веке. По мере развития российского самодержавия все острее вставал на повестку дня вопрос о приоритете государственной власти над церковной. В период феодальной раздробленности русская церковь сыграла существенную роль в объединении страны для борьбы с монголо-татарским нашествием. Однако при всем своем стремлении играть самостоятельную роль, русская православная церковь всегда находилась в зависимости от государственной власти. Этим она сильно отличалась от римско-католической церкви, обладавшей полной самостоятельностью в церковных делах. Превращение церкви из орудия господства феодалов в орудие господства дворянского государства получило свое завершение в XVII веке, когда после смуты дворянство окончательно захватило руководящее положение в Московском государстве. Это коснулось и церкви. ............ |